MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01D34883.2D6F4960" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный браузер или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите браузер, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01D34883.2D6F4960 Content-Location: file:///C:/BA299C75/file9205.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="windows-1251"
Эссе
Правда о П=
акрафте
или опыт одиночного путешествия по маршруту ст. Имандра – р. Гольцовка – пер. Сев. Ч= оргорр - База КСС – р. Кунийок - = р.Куна - оз. Куна - оз. Имандра - р. Гольцовка - ст. Имандра. Итого 98 км/6 дней (5 ходовых).<= o:p>
Вот, глядите, - сказал я Пайкрафту на следу=
ющий
день, держа по=
лоску
кожи подальше от его жадных рук. - Насколько я мог разобраться, это рецепт
для тех, кто хочет сбавить в В=
ЕСЕ.
(О! - воскликнул Пайкрафт.) Я не совсем
уверен, но, кажется, так. Все же,
если хотите послушать
моего совета,
бросьте это дело. Потому что, знаете ли, насколько мне известно, мои пр=
едки
по этой линии были очень странные люди.
Г. Уэллс «Правда о Пайкрафте»
Лирическое введение
Об Американской Мечте, под названием «Пакрафт» я
узнал несколько лет назад, путешествуя по простором Мировой Помойки. Магиче=
ское
слово «сверхкороткая и ультралегкая лодка» фирм=
ы Alpacka=
Rafts, накрепко застряло в закосневшем сознании престарелого туриста-водника=
.
Катамараны, рафты, надувные суденышки и даже
столь мной любимые неубиваемые полиэтиленовые к=
аяки
как-то отодвинулись на задний план. Всплывали тени неподъемных рюкзаков,
ощущение пота заливающего лицо. Ненавистное суденышко, отлитое из разноцвет=
ного
полиэтилена высокого давления, влекущееся за тобой на веревочке и цепляющее=
ся
за каждый камень. На спуске оно предательски подкрадывается сзади
и ударят тебя под и так трясущиеся колени. При этом, на тебе
еще висит тяжелый мешок со всем экспедиционным скарбом. О, это Страш=
ное
слово «ПЕШКА».
Или, тоже неплохое слово - «ЗАБРОСКА КОЛЕСАМИ В ВОДУ». Ты едешь в прице=
пе
трактора или кузове какого-нибудь Газона-66 по горной дороге (лучше бы ее не
видеть). В течение многих часов ты сидишь не мен=
яя
позы, поскольку это невозможно, распершись между расползающимся от тряски
снаряжением и телами потных и покрытых дорожной пылью единомышленников в
позиции коровы из известного фильма.
Или, например. Друзья обещают тебе «коротенький» переход. Ты идешь и пр=
истально
изучаешь морфологию собственных истоптанных и пыльных ботинок на долгом мар=
ше,
обливаясь потом. Затем попадаешь на Реку и видишь там вполне себе современн=
ый
автобус, откуда выгружается толпа ну-уже-такого нормального народа, большой=
рафт и мудрого Гида.
И тут - FREEDOOOM! То есть то, о чем
мечталось много лет. Идти под нетяжелым рюкзаком, непринужденно обозревать
окрестности, не замечать проплывающих под ногами километров, с легкостью
суслика преодолевать какие-то перевалы. И, наконец, достичь кристально-проз=
рачной,
девственно-нехоженной Реки Твоей Мечты, до кото=
рой не
может дотянуть свои жадные до бурноводинга руки
полиэтиленовый ПАДОНАК.
Однако, скажем, что цена Американского Чуда даже чуть превышала стоимос=
ть
привычной полиэтиленовой скорлупки вызывающих цветов и с большим трудом
вписывалась в рамки доходов сотрудника высокоумственно=
го
труда. И совсем не совмещалась с г/лыжным «спортом красивым и стремительным=
».
Я просыпался ночью от просмотренных перед сном роликах о неизвестных Ге=
роях,
мечущихся с водопадов и технично проезжающих красивые =
крикинговые
речки (ну где-то там на других континентах). От фронт- и бэк=
серфов,
флипов и др. на валу/бочке на фоне далеких севе=
рных
гор и ледников (опять же на других континентах).
Через какое-то время стали появляться слухи о Русских Народных Умельцах,
сумевших открыть секрет Американской Мечты. Однако, приводимые картинки и в=
идео
демонстрировали некий очень легкий и даже не тонущий кораблик, способный
перевезти собственное тельце или даже велик через водную преграду. Возможно=
, он
даже позволяет наблюдать за поплавком сидя среди прибрежных тростников,
неспешно покуривая трубку. Стоимость такого идиллического счастья также пока
оставалась под вопросом.
Я даже вспомнил эпизод, произошедший очень много лет назад, когда нам с
юной барышней при прогулке по Карельскому перешейку было необходимо форсиро=
вать
какую-то речку. Ближайшие мостики (или бревна, подходящие для пересечения
водной преграды) находились как-то уж совсем не близко. Дело было осенью и
лезть в холодную мокрую воду не хотелось. Я подозревал, что подобная ситуац=
ия может
произойти. В потаенном кармане (по=
этому,
а может и не поэтому) у меня имелось несколько пачек противозачаточных рези=
нотехнических
изделий по цене 4 коп/шт. Выяснилось, что изделие, куда Настоящие Русские
Мужики в Старинные Времена упаковывали патроны, спички и отснятые фото-п=
ленки в
надутом состоянии имело объем около 7-8 л. Это поразило воображение. То ли
Советская промышленность производила все с большим запасом мощности и
прочности, или тогда были другие Мужики. Настоящие. То ли дело, современная=
, закачанная
в фитнесс-клубах мелочня…Впрочем, это к делу не
относится. Резинотехнические изделия были помещены в куртку тика анорак из
капрона по цене 7р/м. Получился вполне элегантный плотик, берущий на борт
одного пассажира и даже обладающий некоторой мореходностью и маневренностью.
Миссия по форсированию водной преграды с успехом была выполнена. Резинотехн=
ические
изделия были выпущены на свободу, т. е. сдуты свободным выпусканием воздуха=
, и
повисли на краснеющей рябине и окрестных желтых кустах. В ярком осеннем сол=
нце
это выглядело необычно и вызывающе. Я потом подумал, какие выводы и заключе=
ния
могли бы сделать проходящие мимо люди увидев столь экстравагантное зрелище в
таком Богом забытом месте.
Эта реминисценция к тому, что в те далекие времена это был прообраз све=
рхлегкого
судна, умещающегося в кармане и удовлетворяющий требованиям людей любящих
путешествующих уж совсем налегке. А стоимость…. Если это был капрон, куплен=
ный
в магазине по 7 р/м – это одно. А если взятый без спроса на секретном
предприятии тормозной парашют или фильтр….. . Да, теперь такое не прокатит ввиду
дороговизны материалов да и означенных резинотехнических изделий тоже. Да и
еще, судно-то было многобаллонное, что немалова=
жно.
Надо было патентовать.
Завладевшая мною Американская Мечта даже заставила купить в ОКее кЕтайский кораблик, =
весом
около 3 кг. На удивление, он прожил целых два сезона и прошел не один десят=
ок
километров. Но однажды на просторах осенней Вуоксы
швы его стали непредсказуемо и безнадежно расходиться, причем в разных мест=
ах.
Как я добрался до ближайшей суши до сих пор для меня остается загадкой.
Но потом на российских просторах начало появляться нечто такое, что впо=
лне напоминало
Американскую Мечту – т.е. появился киль управляемости, поднялся нос, появил=
ись носовые
скулы, и, наконец, о чудо!, фартук и юбка, а так=
же
усиленное днище заходящее на баллоны.
И тогда я сказал себе – пора! Потому, а может быть и не поэтому, это,
смотря, с какой
стороны посмотреть, мой выбор пал на ярко-красный пакрафт С.-Путник (Северный Путник) (Тайм-Триал). На =
фирме
милая барышня меня сразу предупредила, что данное изделие не предназначено =
для
контакта с камнями, корягами, русалками (в особенности), водяными и другой
водной нечистью, а изготовлено для плавания в пределах береговой зоны на
расстоянии не более 200 м и высотой волны какой-то там. Я смотрел на вещи
несколько иначе и решил пойти по другому пути.
Вся лодочка влезла в рюкзак объемом 35 л. Я гордо ехал в метро и пугал пассажиров торчащими из-за стяжек новенькими короткими разборными веслами.<= o:p>
Правда о Пакрафте=
.
При беглом осмотре я отставил веселки в сторону. При прогулке с юной
барышней по осеннему пруду, засыпанному желтой опавшей листвой они вполне
подходят, но не более. Потом, накачав Мечту я обнаружил внутри девственную
чистоту и пустоту. Исключение составляла вполне грамотно сконструированная =
и по
месту сидушка. Вставив очко, я осознал, что моя=
тощая
спина, точнее торчащий из нее позвоночник упирается в аккурат в железку(пла=
стик).
Соответственно неплохо бы вставить некий амортизатор. Кроме того, осуществл=
ение
мечты о траверсах мощного потока, сайд- и фронт-серфе<=
/span>
совершенно невозможны без коленных упоров. Ну, и кроме того, поскольку я
собрался совершать Подвиги были необходимы еще и петли для крепления необхо=
димого
для жизни скарба. Иначе, в случае оверкиля можно
много километров брести в печали вдоль серых неприветливых вод среди прибре=
жных
кустов, камней и болот в поисках палатки, спальника etc. Вооружившись швейной машинкой, ножницами и клеем и с завистью глядя на
фотографии Американской Мечты я создал более-менее приемлемый аутфиттинг, сильно далекий от совершенства. Т. о. были доклеены: Четыре крепежных петли в носовой части, куда при моих габаритах (170)
влезает ок.20 л пожитков и 4 на днище. Коленные упоры с металлическими полукольцами (под свои габариты и привы=
чки)
с учетом, что на них приходится значительная нагрузка. Спинной упор из стропы на случай покатушек.=
Две петли за декой для крепления 5л гермовки с
носильной одеждой (это на сплав). (Сделаю еще петли, для крепления еще 2 уп=
аковок
для фиксации тощей задницы по бокам, как у реальной лодки типа Alpackastyle=
span>) Взвесив полученную конструкцию я получил цифру 4.1 кг, что находится уж=
е на
грани добра и зла. Правда, я утешил себя тем, что культовые Alpackastyle=
span> и Gnarwhal находятся приблизительно в такой-же весовой категории.
Только, Американская Мечта сделана на немного другом уровне (см. И вообще, это вам не кусок твердого полиэтилена весом 15-=
20
кг на веревочке сзади или 13-15 кг разрозненных железок и прочных тряпиц на
спине! Эйфория! Далее.<=
/b> Необходимо иметь какое-нибудь специальное водное
платье и сопутствующий стафф. Итого получилось: Жилет Тритон (охотничьего фасона, но грамотно
сконструированный и проверенный) –0.4 кг. Старая добрая каска Prijon Surf <=
/span> -<=
span
style=3D'font-size:12.0pt;line-height:150%;font-family:"Times New Roman","s=
erif";
background:white'> 0.4 кг Нет, нет, есть настоящие маклауды
которые в целях экономии веса сооружают каски из бутылок из-под кока-колы и
делают спасжилеты из тех же емкостей. Но, кажет=
ся
быть забитым под камень, или…или…У меня, лично, еще много жизненных планов,
целей и устремлений....Пусть лучше будут эти 0.8=
кг. Можно еще сплавляться в брезенте и болотниках на манер =
span>Old School. Типа, дешево и стильно. Пробо=
вал.
Давно. Не понравилось. Потом трястись от холода и стойко переносить тяготыилишения, как герои ДЖЕКЛОНДОНА. Были тогда люд=
и…НАСТОЯЩИЕ.
Их вскармливали Медвежатиной. А мы уже измельчали. Юбка -0.2 кг (штатная). Ремарка. Юбка рассчитана либо =
на мужика
60 размера, который в такую лодку вряд ли поместится, либо одевается сверху=
на
спас жилет. Я предпочел второе, иначе при нормальном ее одевании под куртку
образуется яма, в которой при нормальной гребле сразу накапливается несколь=
ко
литров воды. Швы не проклеены, поэтому через некоторое время по спине и по
коленям начинают неприятно течь холодные струйки. Все-таки, я предпочел бы
привычный стандартный вариант, когда куртка заправляется под куртку. Неопреновые ш=
орты
(3 мм) (старость приходит, однако, и голым задом в холодную воду…ну, как-то=
не
очень) + старинная сплавная куртка Hiko + неопр. носки (4мм).
Всего - 0.6 кг. На воду штаны решил не одевать и ограничился женскими
капроновыми рейтузами плотного плетения. Замечательная штука! Рекомендую. К=
омары,
конечно прокусывают, но не сразу – ткань плотная, сохнут быстро. Однако. Бе=
речь
зад и гениталии при одевании на голое тело! Прокусывают, а потом чешется. Ремнабор -=
0.4
кг. Кетайская
ножная помпа для детских игрушек – 0.3 кг (ломаться вроде нечему, тряпку мо=
жно
заклеить), но, похоже, предмет одно-сезонного характера. Цена вопроса 200 р=
. Веревка (6 мм, 8 м) + 2 карабина -0.3 кг. Весло 2.1 м (Тритон) - 1.2 кг Итого: 8.1 кг. Обувь не учитываю, поскольку Salomon Amphibian – качественные, весьма прочные и быстро сохнущие кроссовк=
и и вполне
могут быть использованы в качестве одной пары. Мечта о романтической прогулке в горах с легким рюкзачком=
с
лодочкой внутри стала постепенно развеиваться. ВЕС Пакрафта виртуально невелик, но его МАССА нет. Как бы=
ла так
и осталась. Все по Г. Уэллсу (см). Ходовые качества новой лодочки приятно удивили – 4.6-5.4 =
км/ч
(максимальная – 7.6 км/ч по абсолютному штилю - это в гоночном режиме) в
зависимости от ветра и волны для такого суденышка не так-то и плохо. Это при
пустой лодке При груженой оказалось практически =
то же
самое, поскольку осадки фактически нет. На просторах Мировой Помойки я слышал мнение, что пакрафт – это неуправляемый матрас, влекомый
волнами и ветром. Готов возразить. Съездив в Лосево напокататься я осознал, что это, конечно, не каяк, но=
все основные
маневры, необходимые для сплава по бурной воде он умеет делать при достаточ=
ной
квалификации паддлера. Возможно применение всех
приемов управления каяком, включая эскимосский переворот (правда с большим
трудом за счет очень высокого надува кормового элемента у конкретной модели=
).
Полагаю, что в реальных боевых условиях будет проще отстрелиться, чем борот=
ься
с удушьем под водой, пытаясь поднять лодку. Всем известно, что там темно,
холодно, страшно и дышать очень хочется. Для себя отметил также, что неплох=
о бы
приклеить лееер, поскольку удержать круглую и л=
егкую
лодку на реальной бурной воде будет очень непросто. Экпедишн и ее проработ=
ка В результате всех моих попыток уговорить старых, жЫрных и ленивых друзей совершить какой-нибудь хоть м=
елкий Подвиг,
я остался в одиночестве. Не работал даже аргумент: «Разве я водил тебя
когда-нибудь в плохие места?». Ну и ладно. Соло, так соло. Срочно нужно было
придумать что-то такое, ну такое, пакрафтерское.
Мыслительный процесс опять заработал. И тут мне попался отчет трех безумных
чуваков, которые от пос. Октябрьский поплавали по каким-то речкам перешли по
пояс в снегу Ловозеры, по льду Умбозеро,
через какой-то из Рисчорров в снегу по самое то=
же, вышли
на базу КСС и сплавились по р. Кунийок и р. Кун=
а.
http://www.my-tour.ru/2017/20170604-kolsky/otchet.htm#DSC=
N5873.JPG.
Вот. То, что надо. Только я пойду со стороны Имандры и геройствовать в одно жало для начала не буд=
у.
Посмотрим, как пойдет. Как сразу выяснилось путешествия соло имеют свою специфик=
у.
Моя снаряга рассчитана на двоих. Ничего специал=
ьного,
кроме рюкзака я не пошить, не купить был не в состоянии. В результате у меня
излишествовала испытанная двухместная палатка <=
span
lang=3DEN-US style=3D'font-size:12.0pt;line-height:150%;font-family:"Times =
New Roman","serif";
background:white;mso-ansi-language:EN-US'>Alexika
Итак список:
Одежда:
Легкая куртка Red <=
/span>Fox Gore-Tex (типа для Elbrus Race) (пользовался мало)
Старая выношенная куртка SoftShell без капюшона (Mountain Warehouse, UK)
Плохо продувается, но отлично дышит.
Брюки из тряпицы типа авизент
(Снаряжение) – тяжеловаты, объемные и для лета и излишние.
Рубашка Polar-100 –самошив (не пользовалась)
Рубашка Polar-200 - самошив
Толстое термобелье (кажется Швеция)
Женские рейтузы
Носки трекинговые (2 пары)
Носки шерстяные
Трусцы
Кроссовки Salomon <=
/span>Amphibian
Бо=
тики-опорки
из EVA <=
/span>с
закрытой пяткой, не «шлепанцы» («Пятерочка» - 200 р.)–<=
/span>
0.3 кг – зачетная вещь для лагеря для
любой погоды. Рекомендую всем, кто ходит в одной обуви. Неопрен,
конечно хорошо, но он, таки, мокрый. Очень приятно снять мокрую гадость и о=
деть
сухие ШЕРСТЯНЫЕ НОСКИ.
Всего -2.5 кг
Спальник Loap – onekilobag (Primaloft, кажется) (2000 года издания) – собственно, уже является
кусочком тряпочки. (летом на Вуоксе/Ладоге/Карелии
- прокатывает, но не на Кольском полуострове – реально холодно)
Надувной коврик Surf <=
/span>mini
(«Сплав») – единственный возможный вариант для такого мероприятия - 0.4
Итого: 1.4 кг
Спиннинг, катушка, блесны – 1.5 кг
Газ 2х230 г. (обошелся бы одним, второй не дожег)
Ножовка садовая складная (260 р) – 0.2 кг
Старые добрые палки-телескопы Comprendell. Без телескопов по подобному маршруту с грузом ИДТДИ ОПА=
СНО.
Без шуток! Ошибок быть не может. Их последствия описывать, очевидно, не сле=
дует.
-0.4 кг
Гермовки 0=
.5
л, 20 л, 30 л (силиконка (BASEG)
– странная продукция. Ну понятно, что под любую завязку, затяжку, заглушку
подтекает, но чтобы внутри все было как-бы в конденсате??? То-ли
травит через швы, то-ли тряпка такая. Исключение составила гермовка
на 5 л. – всего - 0.4 кг. Следующий раз придется делать дубляж.
Раскладка 500г х 6дн. (приводить не
буду, многие будут удивляться и глумиться) + 200г ЕГО. Ну, + упаковка, окол=
о 200-300
г диаграммной бумаги.
Перед походом =
был
пошит облегченный рюкзак, оказавшейся весьма удачным. Идея заключалась в то=
м,
что рюкзак состоял из двух независимых частей – сама подвесная система,
каким-то образом оказавшаяся у меня, и, собственно, легкого мешка. Мешок
фиксировался двумя перекрестными латами + одна поперечная, на которую крепи=
лись
ремни противоооткида. Памятуя давний опыт рюкзакостроения, мешок сужался к нижней части для сме=
щения
максимального веса на уровень плеч. Сбоку пришиты карманы с размером под ло=
пату
весла. В клапан вшиты лямочки и хитрая система ремешоч=
ков
для доп. крепления небольшого груза на случай радиалок=
.
Подвесная система фиксировалась на дне и на спине на 50 мм липучках. Объем,=
ну
не знаю, литров 80. Палатка никак не помещалась внутрь, поэтому пришлось
подвесить ее к днищу. Нерепрезентативненько как=
-то,
никогда так не делал, зато общая вертикаль каким-то образом сбалансировалас=
ь и
стало легче. Жилет пристегивался на фасад при помощи специальной системы. Е=
е,
впрочем, тоже можно усовершенствовать.
Разборная конструкция рюкзака позволяет весьма компактно
сворачивать подвесную систему и убирать ее далеко на задворки, а мешок испо=
льзовать
в качестве пяточного упора в лодке. Туда грузилась всякая шняга,
не боящаяся вымокнуть, типа кухни, бутылочек с чаем, специями, еtc.
Вес конструкции - 1.1 кг (неплохо, но можно подуменьшить за счет удаления ненужной «вентиляции» с=
пины).
Вообще не видел ни одного рюкзака где «вентиляция» работала бы.
Итак, нитка маршрута сложилась. ст. Имандра – р. Гольцовка – =
пер. Ю. Чоргорр - База КСС – р. Кунийок-=
р.Куна
- оз. Куна – оз. Имандра-р. Гольцовка
- ст. Имандра. В программе экспедиции предполагались ненапряжные
переходы, любование красотами северных гор, занятия художественной фотограф=
ией
и живописью, сладкий сон, вдумчивое чтение томика А. Рембо, ловля хариуса и
поедание его сырым. Взяты билеты и даже решено не делать попыток бегать вдо=
ль
паровоза на забытом полустанке Имандра, а гордо=
сесть
в свой вагон в Апатитах, предварительно купив любимого Кольского пива.
И вот упакован рюкз=
ак и
торжественно водружен на весы – 28=
кг!!!
ВОТ
ОНА ГОЛАЯ И НЕПРИКРЫТАЯ ПРАВДА О ПАКРАФТЕ!!! Вес виртуально уменьшился, но
масса - нет. Черная магия сделала свое дело.
Я,
признаться, был несколько обескуражен. Сказал окружающим, что старым Херцам – эти килограммы – баловство одно. Однако, хам=
ство в
душе затаил. По правде, я рассчиты=
вал
килограмм на 25, от силы. Но отступать было уже некуда.
Экпедишн
Я
не буду приводить подробное тех. описание маршрута. Оно давно известно, во
всяком случае пешая часть. Водная часть вполне грамотно и квалифицированно =
изложена
пакрафт-коллегами (http://www.my-tour.ru/2017/20170604-kolsky/otchet.htm#DSCN5873.JPG)
и снабжена подробными фотографиями ключевых и неключев=
ых
мест. Позволю себе остановиться на некоторых собственных курьезных наблюден=
иях
и на том, чего делать не следует путешествуя соло.
Как
всегда, «в плацкартном купе, мне помогли снять рюкзак с плеча и не дали ску=
чать» . Я был одинок и взгляд мой был устремлен в себя, ка=
к у
Печорина. Короче, весь имидж привлекал к себе внимание. Едущие в Карелию
туристы с кучей байдарок, пожитков и пр. задавали разнообразные вопросы,
диалог, короче, состоялся. Однако, слушавшая неспешную беседу дама, родом из
Апатитов, спросила, а не боюсь ли я в одиночку встретить медведя. Я с
достоинством ответил, что, естественно, нет. Настоящие Герои питаются
исключительно медвежатиной! Она покачала головой и сказала, что очень напра=
сно,
поскольку за последние пару лет их поголовье существенным образом увеличило=
сь.
Они не брезгуют рыться на помойках городов Апатиты и Кировск, выходят на тр=
ассу
и т.д. Она также отметила, что смертных случаев ПОКА не было. Осадок неприятный, однако, остался.
Вечерело.
Я в одиночестве выгрузился на станции Имандра.
Началось!!! Давно я здесь не был, лет десять как прошло, правда мало что и
изменилось. ЗДЕСЬ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, м. б. понадобится=
.
Работающее когда-то окошко для продажи билетов было заколочено, что меня
насторожило. Поинтересовавшись у милой туземной дамы каким образом одинокий=
интеллигентный
джентльмен с рюкзаком может отсюда попасть в Апатиты, она сказала, что
электрички уже давно ходят только по Пт. и Вс. Это меня не устраивало,
поскольку на месте я должен был в Сб. Выяснялось, что альтернативой являетс=
я ЕЖЕДНЕВНЫЙ
вагончик дорожных строителей, приходящий на полустанок ок.
15 ч (в зависимости от…), на чем мы расстались и я отправился в сторону Гор.
Шел и прислушивался к тому, как там ведут себя эти самые килограммы за спин=
ой.
Оказалось, что вполне пристойно и даже уютно. В планах было дойти до стрелк=
и Гольцовки с Меридиональным ручьем, чтобы потом двинут=
ься в
направлении Юж.Чоргорра. На переход до базы КСС=
я
закладывал два дня. Не дошел до стрелки немного, поскольку нашлась вполне
хорошая стоянка.
Утро
поразило идеально чистым небом и практически полным безветрием, что бывает
редко. Пока сворачивал лагерь, мучительно решал «а не замахнуться ли нам на
это, ну, старину нашего этого, пер. Сев. Чоргор=
», пока
хорошая погода и решил, что let
it
be.
Ремарка
об упаковке рюкзака в режиме соло. Вот Вы как упаковываете рюкзак? Правильн=
о,
легкое и объемное куда-то вниз, тяжелое выше к уровню плеч и ближе к спине,
например еду. Но выяснилось, что когда ты один ВСЕ предметы имеют
приблизительно одинаковый вес и объем, за исключением лодки, но и она-то то=
же
не очень тяжелая, хоть и объемная. Даже еда расфасована по каким-то
сравнительно небольшим и легким емкостям. Создалось впечатление, что рюкзак
соло-путешественника является монолитым объекто=
м,
имеющим равный вес, извините, массу, в любой точке. Наверное, здесь есть не=
что
сакральное, которое я так и не постиг. Удобной опцией оказалась палатка, как
было уже отмечено, притороченная к днищу, хоть это и моветон. Она придала в=
сей
конструкции некую стройность, стабильность и уравновешенность. Рюкзак правда
стоять сам не мог, но ненапряжно одеть я его все
равно мог только с камня (бревна).
Итак, я взял курс навстречу
Ремарка. О печках-щепочницах и спиртовках.
Спиртовка из
пивных банок. Объем – ок. 70 мл топлива (ОН, изопропанол). Хватает на 15-20 мин горения. Время зак=
ипания
0.8 л воды -12 мин. Т. о., если надо что-то варить необходимо 2 спиртовки (=
ок. 150 мл), ну допустим 200 - 300 мл/день. 200х6 =3D=
1.2 –
1.8 кг. Газ сильно легче. Наверное, неплохо для марш-броска или др. =
adventure races.
Была попытка изготовить печку-щепочницу=
span>.
Каркас из толстой проволоки, обернутый толстой фольгой. При использовании с=
ухих
наколотых палочек или высушенных веточек время закипания 0.8 л воды -15 мин
(пробные домашние испытания). Реально, когда дров нет совсем (полярная бере=
зка,
чахлый сырой можжевельник, мокрые еловые ветки) процесс кипячения воды
представляет собой непрерывный процесс раздувания тухнущих угольков. Как ра=
бы
вековечного кователя Ильма=
ринена,
раздувающие горн. Я так и не постиг тонкостей искусства приготовления пищи =
на
шишках и сырых веточках. Надó Учидзе (Грузинский просветитель). В результате, фольг=
а была
терминирована и конструкция превратилась в небольшой таганок.
Из
мокрых веток после дождя костерок развести вообще мало реалистично. Так что,
газ.
Все
оставленные мега-стойбища находились в идеальной чистоте. Это вам не Вуокса /Ладога.
Коллеги, спасибо!
Шел по началу как правильный, 50 мин-10=
мин в
течение пары часов пока тропа не начала пересекать отроги г. Маннепакх, каньонистые ру=
чейки и
не начались заросли полярной березки, за которые нещадно цеплялись торчащие=
из
рюкзака весла. Безмолвные окрестности стали оглашаться потоками нецензурных
слов. Припоминалось, что когда-то давно мы сваливали из зоны леса и шли себе
как Боги по тундре, руководствуясь картой и нехитрым, придуманном в древнем
Китае, навигационным прибором.
Упрямый же GPS навигатор говорил – вот те троп=
а - иди
и не выеживайся. Ну я и шел. Только уже по 30-4=
0/15-20
мин. К тому моменту как я выбрался из кустов полярной березки, организм стал
мечтать об “All=
i=
ncluded”,
дармовой выпивке, еде, бассейне. Желательно, где-нибудь в другой местности.
Кусты, как полагается, закончились, но начался курумни=
к.
Долина ручья со сложно предсказуемыми взлетами.
А
навигатор-гад упрямо показывал -
нормально, чувак идешь, по правильной тропе и цель – вон она (т=
.е.
забитые координаты) и даже иногда из-за поворота ее видно. Прислушиваясь к голосу чудо-техники, я <=
span
style=3D'mso-spacerun:yes'> шел себе и шел.
Набрав последние вертикальные метры перед этим, по сути, незатейливым перевалом, п= овалился на рюкзак и долго слушал тишину и дыхание Гор. Без мыслей и чувств. Остановка Внутреннего Диалога. Пол= нейшее безветрие. Так бывает очень редко.
«Роберт Джордан лежал за д=
еревом,
сдерживая себя, очень бережно, очень осторожно, чтобы не дрогнула рука. Он чувствовал, как его сердце бьется об устланную сос=
новыми
иглами землю». Что-то в этом духе. У=
Хэма это - конец =
span>книги,
а я то-моста еще и не добрался, и его пока не взорвал.
Все давно уже осталось внизу и Вдалеке. =
День склонялся к вечеру, надо идти. Пере=
вальный
взлет – очень долго – от камня до камня. Осыпь не очень крутая, но палочки-=
телескопы
– необходимы. Вот он снежник – как-бы счастье.
Но в тени он оказался жестким фирном.
Я смутно помнил, что перевальное ущелье
завалено каменными глыбами размером с небольшую комнату. Или их еще подсыпа=
ло
за последние годы? Забыл…. И все это счастье еще пересечено снежными мостам=
и. Наконец,
выход на заветную грань спуска - привычно появились мысли, как это можно
проехать зимой-весной! На шЫроких лыжа=
х, чертя
красивые райдовые дуги. Неприятно заулыбался внутри себя – а гд=
е, собственно,
следы людей? Я на это как-то рассчитывал. Есть! Подмерзшие, но хорошие,
глубокие ступени. Одинокого Человека. Что, Люди забыли этот проход?
Подошва Contagrip прекрасно держит на
камнях. А вот как на фирне замечательные легкие кроссовки Salomon? Проверим…
Ну,
все в курсе, срыв на скользком фирне…...
«Медленно-медленно ползи улитка по склону Фудзи». Аккуратно по сту= пеням, палки в боевом положении. Ну вот он и курумник,= хоть крутой, но уже что-то привычное. А= идти вниз еще довольно далеко. Да, все знают. Это так сверху кажется, что близко= . Ближайшее болотистое озерцо. Первая возможная полянка. До речки Кунийок оставалось 0.5 км. Моста Роберт Джордан, пока не взорвал. Нужна хорошая разведка. <= o:p>
Даже
двойная доза не дала долго заснуть. Белая ночь. 18 км, около 1000 м набора
высоты всего с привалами и перекусом 9 часов хода. Зачем я пишу так много?
Вероятно, потому что так делать не следует по ряду причин:
ХОТЯ. Утро
следующего дня показало, что я, вероятно, был прав, проскочив по хорошей по=
годе
с грузом, может быть и не самый оптимальный маршрут.
В
планах были какие-то радиалки, но поскольку шел
дождь, горы были в тумане, да и, вообще, после вчерашнего как-то ничего не
хотелось, я предпочел общество А. Рембо, чай и трубку. К вечеру свернул лаг=
ерь
и пошел искать стоянку на речку Кунийок.
СПЛАВ.
Я
зашел на Базу, сказал, что в Старинные Времена считалось хорошим тоном оста=
вить
о себе весточку с описанием маршрута.
Одинокий,
вдумчивый МЧСник ответил, что я поступаю правил=
ьно. Спросил
куда я теперь собрался, собственно. Я сказал, что по речке Кунийок
и далее по тексту. Он удивленно посмотрел, и спросил на каком-таком средстве
сплава? Я сказал, что теперь в природе бывают такие маленькие и смешные лод=
очки
под названием Пакрафт. Он засмеялся и спросил, =
не
было ли меня в компании с теми странными людьми, которые возникли из снежно=
й неизвестности
в июне? Потом запихали свои пожитки в эти самые маленькие лодочки и также
неожиданно исчезли вникуда. Я покачал головой, и
сказал, что я одинок в своем стремлении. «Ну, тогда удачи тебе. Только отзовонись, когда финишируешь».
МЧСникѝ
опять напомнил про медведей, про которых я как-то забыл. При этом сказал: «=
Да
че ты ссышь-то, они адекватные и мирные. Случаев покуса/поеда/смертного
задира ПОКА не зафиксировано. Так себе пошаливают. Шляются вокруг, да и все=
».
Спасибо, успокоил. Блин.
Стартовал чуть ниже Базы КСС, т=
ам к
воде подходит дорога.
Упаковка лодки
Учитывая,
что внутри лодки места нет практически совсем, я поступил следующим образом.
Под спиной упор приходилась гермовка (5 л) с
расхожими вещами (куртка softshell, штаны и еще всякая
мелочь). Основная гермовка с объемными пожиткам=
и - палаткой,
спальником, etc.
находилась посредине лодки, пристегнутая к днищу. Надувную сиделку я остави=
л (все-таки
кусочек надувного днища), памятуя систему пакрафта Alpackastyle=
,
где на половину лодки раскатывается надувной матрасик. Основная гермовка со спальником, палаткой и т.п. крепилась ко =
дну в
районе коленей (ок. 30 л). В носу помещался меш=
ок от
рюкзака, заполненный нечувствительными к влаге пожитками и служащий пяточным
упором. Сверху (в носовой части) была приторочена герм=
овка
(20 л), да больше и нельзя. При таком раскладе МАССА была вполне равномерно
распределена по суденышку.
Финальная
сигарета, коленные упоры, юбка и …СТАРТ. Дождь стеной, но уже все равно.
Давненько, давненько я не испытывал ТАКОГО КАЙФА от сплава по Горной Речке.=
Воды
мало, но уклон очень порадовал (на взгляд ок. 15
м/км). Вернуться бы сюда по Высокой Воде. Микроскопические суводи, куда мож=
но
втиснуть лодочку и выдохнуть. Постоянная работа корпусом, коленями, короче =
всем
тщедушным тельцем. Жесткий слалом.
Сплав
по р. Кунийок детально описан коллегами.
При
одиночном сплаве на пакрафте самое серьезное =
span>это
контакт с БРЕВНМИ И ОСТРЫМИ СУЧКАМИ, КОТОРЫЕ НА НИХ РАСТУТ. Верхняя тонкая
оболочка лодочки представляется крайне ненадежной. Соответственно, пробой <=
span
class=3DSpellE>монобаллонной лодки чреват последствиями весьма
непредсказуемыми. Бревен и завалов практически не было, наверное сносит
паводком.
Моно-днище
– естественно, расходный материал (я отчетливо это представлял), поскольку
потертости и пробоины неизбежны. За всю сплавную часть я посадил две заметн=
ых
дыры (в районе пяток) и, естественным образом, поцарапал днище. Странно,
вроде-бы особо с камнями не контактировал. И еще. Это не возлюбленный Вами
Всепрощающий Полиэтилен. Вспомните Былинные Времена, когда Вы ходили на
байдарках Таймень/Салют или разборных каяках и панически боялись камней. Пакрафт камней очень не любит. Остерегается их. Особе=
нно
днищем. Вспоминайте технику гребно=
го
слалома. Тем более, что в случае пакрафта это о=
чень
просто.
При
достаточной пассивной остойчивости пакрафта на =
не
мощной воде вполне допустим крен НЕ НА ПРЕПЯТСТВИЕ, А ОТ НЕГО, что, конечно,
грубо противоречит базовой технике сплава. В данном случае выхода особого н=
ет,
принимая во внимание тонкую ткань верхней части баллона. Однако, при такой
малой длине лодки и высоком борте на опоре выкрутится вполне возможно. Но на
большой воде закушенный высокий борт лодочки неизбежно приведет к оверкилю. Это очевидно. Следовательно, считайте траек=
торию
и держитесь подальше от возможного навала на острые и злые и острые каменюки.
Озеро
Гольцовое. Да, все были. Потенциальное место для
горного курорта. Когда отель «Рамзай» (или как-его?) разрастется до таких
размеров…. А сейчас хорошо, что нет народа. Курорт – в одно жало. Рыбалки,
правда нет.
На
речке Куна порадовал порожек, кажется после оз.Травяно=
е.
Там вся вода из реки неожиданно собирается в узкость и сваливается супеньками с горки высотой в несколько метров. Впроче=
м, все
описано, и отснято коллегами. Единственное фановое место, пожалуй. Получил
большое удовольствие. Особенно с наплыва. Не считая отдельных небольших
Право,
не знаю, что делают люди на р. Куна. Заметных следов их пребывания в этих
местах не обнаружил. Нарисованные на карте озера имеют глубину приблизитель=
но
по колено. Скорее это просто разливы реки.
Явных признаков присутствия ихтиофауны
обнаружено также не было. Да им там жить и питаться особо негде – мелко, га=
лечное
дно с редкой растительностью. Со стоянками там тоже не очень – сплошное бол=
ото
с редкими выходами камней. Я ночев=
ал на очень
красивой стоянке на мысу оз. Калеваевского. На
стоянке были люди, но пару лет назад. Место классное, как-бы «рыбные» свалы,
небольшой перекатик. Но – поклевок ноль. И след=
ов
жизни ихтиофауны – тоже ноль. Вероятно, я не знаю сакральной жизни Кольских
озер. На порожках тоже особо не порыбачишь, поскольку кругом болото, поросш=
ее
кустами, с мега-большим количеством жручей живн=
ости,
да и, вообще, ехать надо, а не любоваться красотами болот. «Орхидеи еще не
зацвели». Ремарка. В этом году вообще аномальное лето. Снег сошел к к=
онцу
июня-началу июля. Такого количества летающей живности в августе я никогда не
видел, какое-то начало лета. Характерно, что питерский репеллент здесь не
работает вообще. Морошка была еще зеленая, брусника тоже, что удивительно д=
ля
этого времени.
Обещаннный МЕДВЕДЬ.
Был. Большой. Может показалось, что Большой. Грязно-бурого цвета. Стоял на
берегу порожка (на последнем каскаде порогов р. Куна). С недоумением посмот=
рел
на проносящееся мимо красное суденышко с одиноким гребцом внутри. Я не стал
останавливаться, снимать каску, и интересоваться настроением зверька. Навер=
но,
получилось неинтеллигентно. Надеюсь, что меня простили.
Озера. (Куна, Имандра)
Если
Вы Пантеист просите Богов Рек, Гор, Озер, чтобы они Вас пустили, а главное
выпустили. Я просил. Оз. Куна довольно большое (переход ок.
7 км). При сильном встречном ветре и волне можно вполне поразвлечься, поско=
льку
дорог рядом нет. Стоянок тоже. Кругом болото.
Короче,
речку с озером Куна шел два дня. Обнаглел совсем, выходил на воду ок. 15 ч, шел неспешно по 3-5 ч.
На оз. Имандра стоял
практически рядом с ж/д мостом – единственное потенциальное место напрорыбачить -
конец реки, перекат, начало озера. Ходит кумжа и хариус. Вспомнил, что не в=
зял традиционные
«мушки» и «балду». На мысу р. Куна и оз. Имандра – изба. Мужики ловят на серую «муху». На кора=
блик. Взял, паразит, из-под носа кумжину, которая хотела мой “Castmaster” (белый). Да и лад=
но.
На оз. Има=
ндра
вышел при ливне, встречном ветре, и высокой для такого суденышка волне (оце=
нить
сложно, где-то 0.5 - 0.7 м). Лодочка шла как поплавок. Между волнами. ВАЖНО. Используйте лавировку
между гребнями – при таких размерах лодки это несложно. Просчитывайте и
встречайте скулой подходящую встречную волну. На галсе=
можно немного сайд-серфить. Работает. НО, при э=
том не
забывайте об опорах и коленных упорах, иначе, иначе….. Не ломите ТУПО по
азимуту против волны. Ничего не получится. Лучше сложите рюкзак и идите пеш=
ком
(Если есть возможность). При более сильном ветре и волне с барашками я,
возможно, так бы и поступил. Тем не менее, захотелось покататься в спокойной
обстановке на приличной волне и на пустой лодке.
Однако,
через некоторое время ветер подутих и Духа Озер=
а меня
пропустил. Общий non-stop переход до устья р. Куна до ус=
тья
р. Гольцовка (там, где эти странные галечные от=
мели)
- 18 км (4 ч, с учетом коротких перекуров и переписов<=
/span>).
Шел по азимуту на пос. Имандра, пересекая здоровенные заливы. На траверзе по=
селка
остановился катерок, шедший по своим рыбацким делам. Мужики: «Ты один? Них,
себе.. Че, мудак?» «Да, наверное».=
Вероятно
дико смотрелась красная точка среди всего этого вокруг. «Откуда идешь?»
Ночевал на этих странных галечн=
ых
отмелях у речки Гольцовка.
Утром следующего дня, лениво
валяясь на теплой галькой с кружкой чая, заметил, что вдоль берега по воде =
передвигается
Нечто, явно на колесах. При этом движущийся аппарат скручивался вдоль
продольной оси где-то на 45о. При ближайшем рассмотрении девайс
оказался вездеходом, аналогов которого я не видел. Всякие внедорожники,
Уехал,
как и предполагалось, на вагончике, который пришел практически по расписани=
ю.
В
г. Апатиты НЕТ ПИВА «КОЛЬСКОЕ»!!!!!! Хамство!
Итого
пройдено 98 км/5 дней (исключая нулевой и финальный).
Выводы
и рекомендации по большей части в тексте. Фотографировал мало, особенно на
воде, поскольку была только одна маленькая гермовка –
ошибка. Выбор был между сигаретами и фотокамерой. Были выбраны сигареты. А =
под
рюкзаком особенно фотографировать не хотелось – это же процесс (кадр, там,
свет, экспозиция и т.д.), а не флэш-кадр. Да и, собственно, ничего
примечательного – Хибины как Хибины. Все были, все знают.
Главное
резюме – необходимо уменьшить массу где-то до 25 кг, тогда жизнь начнет
налаживаться.
This is packrafting,
baby. Ищу коллег по безумию.