Фотографии В начало ^ my-tour.ru

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)


ОТЧЕТ О ВОДНОМ ПОХОДЕ 3 К. С. ПО РЕКАМ УМБА И КОЛВИЦА

С 12 ПО 24 АВГУСТА 2007 Г.


Руководитель группы Конощенко Александр.
Автор отчета Салтырёв Александр.

Общие сведения о походе

Вид туризма: водный.
Место проведения: Кольский п-ов, реки Умба и Колвица.
Категория сложности: третья.
Уровень воды: высокий для августа.
Способ передвижения: сплав на надувных лодках «Ватерфлай-2» и «Ватерфлай-3».
Общая протяженность маршрута: 145 км.
Продолжительность: ходовых дней - 10, дневок - 1, переездов - 1.
Количество участников похода: 8 человек.

Подъезд, переезд и отъезд

Подъезд на р. Умба: поездом Москва - Мурманск до г. Апатиты, далее около 40 км на частном микроавтобусе до моста через реку. На вокзале стоят частники на легковушках, немного поискав, нашли микроавтобус за 1500 р.
Переезд на р. Колвица: от пос. Умба 90 км на частном микроавтобусе до моста через реку за 2000 р (до г. Кандалакша 2500 р.). В поселке несколько раз предлагали микроавтобусы и с прицепами, и с багажниками, так что можно было переезжать не разбирая суда.
Отъезд: из дер. Колвица до г. Кандалакша 30 км на рейсовом автобусе отправлением около 19 ч. за 35 р. за место + 35 р. за багаж. Деревня жителями г. Кандалакши используется как дачи, так что найти микроавтобус будет, наверное, несколько затруднительно.
Из г. Кандалакша поездом Мурманск - Москва.

Участники похода, распределение по лодкам

Экипаж № 1 «Ватерфлай-2»
Конощенко Александр
Водный опыт: 3 р. Инзер, Умба
Котомина Мария
Водный опыт: 2 у. Нугуш

Экипаж № 2 «Ватерфлай-2»
Салтырев Александр
Водный опыт: 3 у. Инзер, Сев. Шуя, 2 р. Льняная, Полометь
Вареникова Наталья
Водный опыт: 2 у. Нугуш

Экипаж № 3 «Ватерфлай-2»
Миненков Сергей
Водный опыт: 3 у. Умба
Ярощук Олеся
Водный опыт: 1 у. Осетр

Экипаж № 4 «Ватерфлай-3»
Миненков Дмитрий
Водный опыт: 1 у. Беспута, Держа
Майорова Галина
Водный опыт: 1 у. Осетр

Нитка маршрута по дням

12 августа
Моста г. Аппатиты - пос. Октябрьский - пор. Падун (4 к. с., обнос).
13 августа
Пор. Падун - оз. Верхнее Капустное - пор. Верхний Капустный (2 к. с.) - оз. Среднее Капустное - оз. Нижнее Капустное - перед пор. Разбойник.
14 августа
Пор. Разбойник (2 к. с.) - оз. Дедкова Ламбина - пор. Семиверстный (2 к. с.) - плес Жемчужный.
15 августа
Плес Жемчужный - пор. Карежка 1 (1 к. с.) - пор. Карежка 2 (1 к. с.) - пор. Карельский (2 к. с.) - перед пор. Конозерский.
16 августа
Пор. Канозерский (3- к. с.) - оз. Канозеро.
17 августа
Оз. Канозеро - р. Родвиньга - р. Низьма - пор. Кривец (2 к. с.).
18 августа
Р. Низьма - пор. Падун-на-Низьме (3- к.с.) - р. Умба.
19 августа
Р. Умба - пор. Паялка (3 - 3+ к. с.) - пор. Горка (2 к. с.) - пор. Горка-2 (2 к. с.) - пор. Морской (1 к. с.) - дер. Умба - Кандалакшинская губа Белого моря.
20 августа
Дневка
21 августа
Переезд на р. Колвица
22 августа
Мост дороги пос. Умба - г. Кандалакша - пор. Кривой (2 к. с.) - пор. Прижимистый (2 к. с.) - пор. Прямой (1+ к. с.) - пор. Белый (3 к. с.).
23 августа
Цепочка шивер (1 к. с.) ниже пор. Белый - обнос пор. Черный (4 к. с.) и водопада (5 к. с.) - выход в Колвицкую губу Белого моря.
24 августа
Отъезд в г. Кандалакша.

Техническое описание

Все пороги проходились участниками согласно первоначальному распределению по лодкам, кроме отдельно оговоренных случаев. Первыми пороги проходили наиболее опытные экипажи (№ 1 и № 2) с самостраховкой, после чего они вставали в уловы для страховки следующих лодок.
Техническая сложность порогов взята из (1) (классификация препятствий принятая в Западной Европе) и указана по варианту прохождения.
Длина порогов указывается примерно между местами наиболее удобного отчаливания и причаливания после прохождения всего порога.

12 августа

Начало сплава - мост дороги г. Апатиты - пос. Октябрьский. На правом берегу между а/м и ж/д мостами есть площадка, пригодная для сбора судов, но неудобная для более длительной стоянки.
Первое препятствие начинается под а/м мостом - короткая шивера (1 к. с.). Затем начинается система озер (плесов), на широких протоках между которыми находятся простые шиверки (1 к.с.). От мостов до пор. Падун около 8 км.
Порог Падун (4 к. с.). Первое сложное препятствие на реке. Порог следует после очередного плеса, берега постепенно сужаются, появляются скальные выходы, течение становится заметным. Шум порога слышен издалека, заметны взлетающие из-за перегиба брызги. Чалка и обнос по тропе левого берега. Общая длина порога около 1 км. В середине и конце порога есть хорошие стоянки, на одной из которых встали на ночевку. Рядом стоит группа из Украины (кат - 4), с которыми будем пересекаться весь поход. Вечером порог прошла группа из г. Зеленограда (кат - 4, кат - 2 и каяк).

13 августа

Первая (Ф1), вторая (Ф2) и четвертая (Ф5) ступени порога совпадают с описаниями в многочисленных отчетах. Описания третьей (Ф3, Ф4) ступени несколько отличаются с увиденным (да и разные описания отличаются между собой). Последняя третья бочка перегораживает всю ширину реки, оставляя узкий проход немного левее середины. По отчетам бочка есть только под левым берегом. Четвертая ступень порога это простая шиверка.

Ф1 Первая ступень пор. Падун

Ф2 Вторая ступень


Ф3, Ф4 Третья ступень



Ф5 Четвертая ступень

Третью и четвертую ступени порога решились пройти 2 экипажа на пустых лодках. Для страховки на четвертой ступени поставили одну лодку. Экипаж Саша С. - Наташа В. стартовали из залива перед началом третьей ступени, прошли под берегом первую (левую) бочку, обошли вторую (правую) бочку (которая накануне хорошо притопила зеленоградские кат - 2 и каяк и дальше пытались уйти от третьей (косой левой) бочки ближе к середине реки. Но прижим после второй бочки к скалам левого берега оказался очень сильным, лодка полулагом попала в третью бочку и перевернулась (Ф6, Ф7).

Ф6, Ф7 Прохождение третьей ступени № 1

Экипаж своими силами в четвертой ступени перевернул лодку и залез в нее, а одно упущенное весло было подобрано страхующей лодкой. Следующим пошел сборный экипаж Саша К. - Дима М. Заходили они, как и первый экипаж, но не стали пытаться уйти от третьей бочки, а успешно ее пробили (Ф8…Ф11) (хотя и вышли из нее полулагом).


Ф8…Ф11 Прохождение третьей ступени № 2

После порога начинается трехкилометровый плес с несколькими перекатами (1 к. с.), после которого Умба втекает в Верхнее Капустное озеро. Войдя в озеро, надо двигаться постепенно приближаясь к правому берегу. Река вытекает из озера двумя протоками. До левой протоки плыть около 5 км. В одном из заливов правого берега начинается левая протока в Среднее Капустное озеро, в оконечности которого видны брызги, взлетающие из-за перегиба, и отчетливо слышен шум порога. На правом берегу стоит группа, которая потеряла байдарку в пор. Падун и теперь снимается с маршрута. К тому же к ним нагрянула рыбинспекция, нашла спиннинги, сеть и оштрафовала на приличную сумму.
Порог Верхний Капустный (2 к. с.). Длина 400 м. Начинается узкой (метров 25) струей с несколькими высокими валами слева и посередине. Далее протока расширяется, делает плавный левый поворот, становится мельче, а валы ниже. Кое-где торчат камни. Просмотр по правому берегу. Прошли порог, придерживаясь сначала правого берега, а затем плавно смещаясь на середину.
Озеро Среднее Капустное сильно вытянуто в длину, мелкое. Ощущается некоторое течение, по которому и надо плыть около 4 км в противоположный от входа конец. Через пролив, соединяющий Среднее и Нижнее Капустные озера, переброшен длинный низкий мост. Короткий обнос по левому берегу. Нижнее Капустное озеро большей частью очень мелкое, местами по колено (Ф12). Длина около 5 км.


Ф12 Нижнее Капустное озеро

После выхода из озера на реке имеется пара перекатов (1 к. с.). Затем, примерно в 1,5 км ниже озера находится широкий плес с возвышенным левым берегом. Из плеса река вытекает поворачивая направо. Здесь начинается пор. Разбойник. Ночевка на левом берегу на одной из нескольких стоянок.

14 августа

Порог Разбойник (2 к. с.). Порог представляет собой километровую шиверу с валами и множеством обливных камней. Проход по центру без просмотра (Ф13, Ф14). За порогом на левом берегу несколько стоянок.

Ф13, Ф14 Порог Разбойник

После порога несколько километров стоячих плесов, затем разрушенный мост у деревни Дедкова-Ламбина. У моста спилен 1 пролет. Еще несколько километров до начала пор. Семиверстный.
Порог Семиверстный (2 к. с.). Представляет собой 7 километровую цепочку шивер и перекатов. В начале и в конце есть участки с заметными валами и приличных размеров локальными бочками. Проход по центру без просмотра. Ориентир конца порога - высокий песчаный обрыв на левом берегу. Здесь начинается Жемчужный плес. Длина около 4 км. Левый берег значительно выше правого (Ф15, Ф16). На нем много хороших стоянок. Ночевка на одной из них.

Ф15, Ф16 Жемчужный плес


15 августа

После Жемчужного плеса с небольшим разрывом идут 3 (во всех отчетах говорится про 2) именных шиверки Карежка-1 и Карежка-2 (1 к. с.). Проход по центру без просмотра. Через 500 м пор. Карельский.
Порог Карельский (2 к. с.). Порог представляет собой довольно мощную шиверу с большим количеством обливных камней, локальными бочками и заметными валами. Длина около 1 км. Проход по центру без просмотра. На левом берегу находится база для коммерческой ловли рыбы. Через пару километров на крутом правом повороте начинается пор. Канозерский.
Порог Канозерский (3- к. с.) Чалка для просмотра к левому берегу прямо на повороте (по описаниям можно и к правому). Первые 200 м довольно большой уклон. Вода переливается через гряды валунов и плит, образуя весьма мощные сливы, бочки и валы (Ф8). Затем уклон становится меньше, уменьшаются размеры валов и бочек. В конце порога река разбивается на множество проток с большим количеством камней. Есть несколько стоянок в начале порога. На одной из них решено заночевать. Первую часть порога прошли вечером. Под самым левым берегом просматривается достаточно чистый проход (Ф17, Ф18). Через 200 м есть большой улов, куда для страховки была отнесена одна лодка. На скале перед уловом поставили страхующего со спасконцом. Порог проходили на разгруженных лодках.

Ф17, Ф18 Порог Канозерский

Вечером была устроена баня (Ф19, Ф20).

Ф19, Ф20 Баня


16 августа

С утра на пустых лодках еще раз прошли первую часть порога. После загрузки в улове вещей, прошли оставшуюся часть порога, двигаясь сначала вдоль левого берега, а затем плавно смещаясь к центру. Обещанная в большинстве отчетов проводка по мелководному выходу из порога не понадобилось. Сразу за порогом начинается Канозеро. Плыть по нему 22 км. Выйдя в озеро, повернули налево в направлении скалистого острова, на котором есть наскальные рисунки 3-4 тыс. лет до н.э (Ф21…Ф24).


Ф21…Ф24 Петроглифы

Стоянка здесь разрешена только на восточном берегу острова. Дальнейшее движение в направлении уходящего за горизонт правого берега. Через несколько километров показывается дальний южный берег, где находится исток р. Родвиньга. После острова встречный ветер поднимает достаточно высокую волну. Скорость движения 2,5-3 км/ч. Двигаемся вдоль правого берега озера. Здесь волна пониже, а берег немного прикрывает от ветра (Ф25, Ф26).

Ф25, Ф26 Канозеро

К ночи перейти через озеро не получается, до истока р. Родвиньги остается около 5 км. На берегу замечаем небольшой заливчик с песчаной косой и стоянкой, где и встаем на ночевку.

17 августа

Ночью ветер немного ослаб, волны стали поменьше. Подъем в 5 утра. Быстро собираемся и выходим без завтрака, пока опять не поднялся ветер. На берегу озера по обе стороны от истока р. Родвиньги (так называется правая протока, вытекающая из озера. Левая называется р. Кица) находятся большие песчаные косы с хорошими стоянками. Правая занята большой группой из Белоруссии, останавливаемся на левой. Завтрак и сон до обеда. После обеда плывем 3 км по р. Родвиньга, затем сворачиваем направо в р. Низьма. Берега низкие, заболоченные. В истоке р. Низьма шиверка (1 к. с.) (Ф27), еще две аналогичных шиверки (1 к. с.) немного ниже. Дальше около 10 км берега по-прежнему низкие, заболоченные, затем немного повышаются, появляется лес, следует цепочка шиверок (1 к. с.) и пор. Кривец.
Порог Кривец (2 к. с.). S-образная шивера с двумя достаточно крутыми поворотами и обливными камнями. Длина около 500 м (Ф28). Прошли без просмотра по центру. После порога на левом берегу есть стоянка, где останавливаемся на ночевку.

Ф27 Шиверка в истоке Низьмы

Ф28 Окончание порога Кривец

Коптим пойманную Сашей К. рыбу (Ф29, Ф30).

Ф29, Ф30 Улов


18 августа

Шиверки (1 к. с.) следуют одна за другой на протяжении нескольких километров до пор. Падун-на-Низьме.
Порог Падун-на-Низьме (3- к. с.). Ориентир порога - видимая далеко впереди на прямом участке реки груда бревен. Это остатки ряжевой стенки. Начало порога слева от бревен. Чалиться для просмотра нужно в заливчике у левого берега. Широкая тропа обноса проложена по старой дороге. Порог представляет собой пологий слив высотой около 1 м и шириной 8-10 м (Ф31, Ф32).

Ф31, Ф32 Начало порога Падун-на-Низьме

Дальше 25 м довольно высоких валов. После следует мощная шивера длиной до 1 км с большими обливными камнями и тремя крутыми поворотами (Ф33). Ширина реки 30-40 м. Берега достаточно высокие и сильно заросшие деревьями и кустарником, хороших подходов к воде нет.


Ф33 Шивера после порога Падун-на-Низьме

После порога слева тихий заливчик, к которому выводит тропа обноса. На левом берегу в начале порога оборудованные стоянки. Страховку для первой лодки не ставили из-за проблематичности ее организации, остальные лодки страховались с воды после порога. После обноса части вещей начали проходить порог на полуразгруженных лодках сначала мужскими, а затем и смешанными экипажами. Всего сделали 6 прохождений порога.
Через несколько сот метров после порога Низьма сливается с Родвиньгой. От места слияния вверх по течению Родвиньги виден выход из пор. Большой Кривец. После небольшого плеса проходим на абсолютно прямом участке реки шиверку Малый Кривец (1 к. с.). Длина около 200 м. Далее 4 км плеса, потом река сужается и на крутом правом повороте начинается небольшой участок быстротока, заканчивающийся разливом. На левом берегу находится дер. Погост. Берега повышаются, появляются скальные выходы. После деревни начинается оз. Медвежье Плесо. Оно сильно заросло водорослями, белыми лилиями (Ф34) и какими-то мелкими розовыми цветочками. Через 5 - 6 км гребли по озеру встречается стационарная сеть на семгу. В ней есть проход для лодок (Ф35).

Ф34, Ф35 Озеро Медвежье Плесо

На левом берегу на скальных выходах есть стоянки, на одной из которых встали на ночевку (Ф36…Ф39).

Ф36 Озеро Медвежье Плесо

Ф37 Стоянка на озере Медвежье Плесо


Ф38, Ф39 Виды со стоянки


19 августа

Через пару километров мост автодороги Умба - Кандалакша. Перед мостом на левом берегу стоянка, разбирается группа из Белоруссии. Их водитель дал нам свою визитку и предложил услуги по перевозке на микроавтобусе с прицепом. Пересекаем ЛЭП. Впереди видна гора Паяльская (Ф40).


Ф40 Гора Паяльская

Вскоре следует широкий разлив, посередине остров. Слева от него деревянный мост и какие-то строения на берегу. Стоит много рыбаков. Справа от острова начинается пор. Паялка.
Порог Паялка (3 - 3+ к. с.). Просмотр и обнос с правого берега. Порог представляет собой горку с большим уклоном, высокими, до 1,5 м валами, в том числе и косыми, мощными бочками, сбойками струй. Длина около 300 м, ширина около 50 м, дальше на протяжении еще 200 м река постепенно успокаивается, следует крутой левый поворот. При прохождении порога под правым берегом струя выносит к огромному улову. До начала следующего порога около 300 м слабого течения. Наиболее простой путь прохождения: сначала максимально прижаться к правому берегу (чему мешают камни и сильный снос лодки на центр струи), затем намного левее (уходя от мощной бочки под правым берегом) и затем опять правее (уходя от мощной бочки по центру). Страховка первой лодки осуществлялась с берега спасконцом.
Первыми, после обноса части вещей, пошел экипаж Саша К. - Маша К. Им не удалось прижаться вправо, лодку снесло ближе к центру, первый высокий вал немного развернул ее, а второй косой перевернул. Экипажу удалось сразу схватиться за обвязку лодки и не потерять весел, а течение пронесло мимо бочек и вынесло в улов правого берега. Брошенный спасконец был пойман, но пристегнуть его к обвязке лодки не удалось.
Следующим пошел сборный экипаж Саша К. - Саша С. Им удалось выдержать наиболее простую линию движения (Ф41, Ф42), но в конце порога при попытке зайти с сильной струи в улов произошел киль (надо было чалиться ниже метров через сто, где уже слабое течение).

Ф41, Ф42 В пороге Паялка Саша К. - Саша С.

Далее пошел экипаж Сергей М. - Саша С. Их, как и первый экипаж, снесло на центр порога, но им удалось удержать лодку на ровном курсе, пройти все валы, пробить бочку и спокойно зачалиться (Ф43 … Ф48).



Ф43…Ф48 В пороге Паялка Сергей М. - Саша С.

Последними пошли Саша К. - Галя М. на трехместной лодке. Им удалось выдержать наиболее простую линию движения (Ф49) и без проблем зачалиться.


Ф49 В пороге Паялка Саша К. - Галя М.

Через 300 м практически спокойной воды после правого поворота начинается пор. Горка.
Порог Горка (2 к. с.). Порог находится на небольшом левом повороте и представляет собой мощную шиверу длиной до 500 м с большими валами и бочками слева и по центру. Правый берег высокий, по нему проходит тропа просмотра и обноса. Наиболее простой путь прохождения вдоль правого берега через 2 небольшие бочки. Порог проходили на частично разгруженных лодках (Ф50, Ф51).

Ф50, Ф51 Порог Горка

До следующего порога около 500 м плеса. Его названия и описания нет ни в одном из порядка 10 прочитанных нами отчетах, а в лоции Д. Кувалина (1) он вообще не упоминается. Все что о нем пишут это «скальное сужение с быстротоком. В русле пара больших валунов» или «живописный скоростной перекат в узком каньоне с растянутым перепадом высот». Совершенно не понятно, почему порог никто не замечает. Высокий уровень воды в нашем походе плохое объяснение, т.к. некоторые отчеты датируются началом июля. Наше название порога Горка-2.
Порог Горка-2 (2 к. с.). Порог длиной до 500 м расположен на прямолинейном участке реки и представляет собой мощную шиверу с большими валами по центру. Особо впечатляет первый вал высотой около 1,5 м. Ширина реки 30 - 40 м, по берегам скальные выходы. По правому берегу проходит тропа просмотра и обноса. Наиболее простой путь прохождения вдоль правого берега, но заходу под него мешаются большие обливные камни. Для точного захода был поставлен сигнальщик. Порог проходили на частично разгруженных лодках. Три двухместных прошли под правым берегом (Ф52), а тройка под левым (Ф53) с дальнейшим смещением под правый.

Ф52, Ф53 Порог Горка-2

После небольшого плеса второй мост автодороги Умба - Кандалакша, перед которым на левом берегу стоянка, валяются остатки катамаранных рам. Под мостом начинается пор. Морской (1 к. с.) , который хорошо просматривается с моста. Порог представляет собой двухступенчатую шиверу общей длиной до 500 м. По правому берегу вытянулась дер. Умба. Через 500 м выходим в Белое море и поворачиваем направо. Берега скалистые, есть небольшие островки. Примерно через 1 км причаливаем к галечному пляжу, невдалеке находим стоянку.

20 августа

Дневка. Гуляем по берегу, в который вдаются красивые заливы (фьорды) (Ф54…Ф59), ловим треску (Ф60), собираем съедобные и несъедобные дары моря (мидий, морскую капусту, медуз, звезды, ягоды и пр.), постоянно купаемся (вода на удивление теплая, очевидно хорошо прогрелась за теплое лето) (Ф61….Ф67).

Ф54, Ф55 Фьорды


Ф56 В этой траве во время отливов собираем мидий

Ф57 Рыбак


Ф58, Ф59 Прибрежные скалы


Ф60 Треска

Ф61 Камбаленок


Ф62 Медуза

Ф63 Морская капуста


Ф64 Красные звезды

Ф65 Лузгаем мидий


Ф66 А водичка-то теплая

Ф67 Тяжела жизнь на севере


21 августа

Возвращаемся обратно к концу порога Морской (Ф68, Ф69), где на левом берегу стоит огромный недостроенный дом турбазы.

Ф68 Возвращаемся обратно

Ф69 Деревня Умба

Сдуваем лодки, грузимся в приехавший Форд-Транзит с прицепом и переезжаем до моста через р. Колвица, под которым находится шивера (1 к. с.). Ночуем в лесу на левом берегу после шиверы. Ровных площадок нет, подход к воде неудобный, заваленный бревнами.

22 августа

За шиверой следует выдающийся далеко влево плес диаметром около 200 м. Затем река снова сужается. В этом месте у левого берега находятся остатки деревянной дамбы. В сужении реки находится порожек (1+ к. с.) длиной до 100 м. Просмотр (необязательный) - справа, проход по центру (Ф70, Ф71).



Ф70…Ф72 Первый порожек на Колвице

Далее следует 1,5 км широких плесов со слабым течением и пор. Кривой.
Порог Кривой (2 к. с.). Начинается на крутом правом повороте. Общая длина порога около 400 м. Тропа просмотра по левому берегу. Первая половина порога имеет длину 150 м и представляет собой шиверу, начинающуюся на правом повороте, а затем круто уходящую налево с локальными бочками и заметными валами. Далее 50 м гладкой струи до остатков моста, где начинается вторая половина порога длиной примерно 200 м. Она представляет собой серию валов и бочек. Заканчивается порог коротким участком с большим количеством обливных камней через все русло (Ф73). Порог проходили без просмотра по центру.


Ф73 Выход из порога Кривой

Далее следует 700 - 800 м гладкой воды и начинается шивера (1 к. с.) длиной до 200 м. Затем следует еще 500 м гладкой воды и шивера (1 к. с.), похожая на предыдущую. Длина до 150 м. Далее 700 - 800 м гладкой воды и пор. Прижимистый.
Порог Прижимистый (2 к. с.). Порог начинается на плавном правом повороте, дальше прямолинейный участок. В начале порога слева впадает руч. Черный. На правом берегу есть хорошее место для стоянки. Просмотр по тропе правого берега. В пороге есть заметные валы и бочки, по центру и справа обливные камни. Длина около 300 м. После просмотра три лодки прошли по центру, маневрируя между камнями, а четвертая по чистой цепочке валов под левым берегом (Ф74). Прижим не чувствуется.


Ф74 Порог Прижимистый

За порогом находится широкий плес длиной 200 м и начинается пор. Прямой.
Порог Прямой (1+ к. с.). В начале порога реку пересекает высоковольтная линия. Порог представляет собой широкую шиверу длиной 500 м с большим количеством обливных камней и плит. Просмотр по тропе правого берега нужен только для определения наиболее оптимальной линии движения. Через 150 м после окончания порога слева впадает руч. Белый. До пор. Белый около 1 км гладкой воды. За 200 м до него на правом берегу расположена будка водомерного поста, над рекой натянут трос.
Порог Белый (3 к. с.). В начале расположены 2 слива с гранитных плит. Первый высотой 0,6…0,7 м с небольшой бочкой. Через 10 м второй слив высотой справа 1,2…1,5 м и с мощной бочкой и 0,8…1 м слева и с достаточно мягкой бочкой. Сразу за входными сливами река резко поворачивает направо (высокие валы и сильный прижим к скалам левого берега) и идет достаточно мощная шивера длиной 200 м (Ф75, Ф76).

Ф75, Ф76 Порог Белый

В начале порога на левом берегу находится большая стоянка. Просмотр порога и частичный обнос вещей по тропе левого берега. Страховка первой лодки осуществлялась с берега (на повороте реки перед прижимом к скале) спасконцом, остальные лодки дополнительно страховались с воды после порога. Для точного захода в первый слив был поставлен сигнальщик. Первые три лодки прошли сливы левее середины, и в дальнейшем в прижиме пришлось отталкиваться от скал веслами (Ф77…Ф81). Четвертая лодка прошла посередине и благополучно избежала прижима.




Ф77…Ф81 В пороге Белый

Баня (Ф82) и ночевка на левом берегу в конце порога на необжитом месте.


Ф82 Баня по Белому


23 августа

За порогом следует 100 м гладкой струи и начинается трехкилометровый участок перекатов и шивер (1+ к. с.), следующих друг за другом с небольшими перерывами. Ориентиром для начала следующего порога служит шивера (1 к. с.), в начале которой под левым берегом лежит большой, до 2,5 м высотой, валун. Сразу за шиверкой река образует небольшой плес, в левой части которого находится небольшой травянистый островок с несколькими деревцами на нем. Через 50 м после островка на плавном правом повороте река резко сужается, видны высокие валы. Это и есть начало пор. Черный.
Порог Черный (4 к. с.). Короткий, но сложный порог. Обнос (около 500 м) по грунтовой дороге правого берега совместили с обносом следующего за порогом водопада (5 к. с.) (Ф83, Ф84) и шиверы (1+ - 2 к. с.), поскольку к воде после водопада нет удобных подходов.

Ф83, Ф84 Колвицкий водопад, правая протока

Через несколько сот метров мост и начало Колвицкой губы. По правому берегу тянется дер. Колвица. Проходим около 2 км и останавливаемся на оборудованной стоянке на левом берегу губы. После обеда совершаем радиальный выход на г. Домашняя (Колвицкие тундры) (Ф85…Ф88).


Экипаж Флая боевой

Ф85…Ф88 Колвицкие тундры


24 августа

С утра плохая погода (дождь и сильный встречный западный ветер), поэтому отказываемся от плана дойти до г. Кандалакша по воде. Устраиваем полудневку, затем переплываем губу (Ф89, Ф90), собираем вещи и в 7 вечера на рейсовом автобусе уезжаем в г. Кандалакша (Ф91…Ф94).

Ф89, Ф90 В Колвицкой губе


Ф91 Ужин на пристани в Кандалакше

Ф92 Закат над Кандалакшинской губой


Ф93 Порт в Кандалакше

Ф94 На ж/д вокзале в Кандалакше


Варианты аварийного выхода с маршрута

От моста между Средним и Нижним Капустными озерами и от моста на озере Дедкова-Ламбина 12 - 15 км по старой грунтовке до дороги, идущей от пос. Октябрьский на юг к скорей всего заброшенным или полузаброшенным деревням. Качество этой дороги и наличие на ней машин нам не известно.
В районе пор. Карельский на левом берегу находится база коммерческой ловли рыбы. Судя по отчетам, народ туда забрасывают на вертолете. Подходит ли к ней дорога, мы не знаем.
В дальнейшем сход с маршрута возможен только по дороге 8 - 10 км от жилой дер. Погост до пос. Умба.

Снаряжение

Личное специальное снаряжение (на одного человека):
- спасательный жилет - 1 шт,
- каска - 1 шт,
- весло - 1 шт,
- комплект гермоупаковок.
Групповое специальное снаряжение:
- лодка надувная «Ватерфлай - 2» - 3 шт, «Ватерфлай - 3» - 1шт,
- весло запасное - 1 шт,
- спасательный конец - 4 шт,
- карабины - 4 шт.

Итоги похода

Маршрут по рекам Умба и Колвица представляет интерес как со спортивной, так и с познавательной точки зрения. К его достоинствам относятся, прежде всего, удобство подъездов/отъездов, следовательно, доступность рек для посещения туристскими группами. С другой стороны, это является и определенным недостатком района, так как воздействие туристов на окружающую среду значительно и накладывает отпечаток на природу. Но, несмотря на это, красивые ландшафты, уникальная щедрая своими дарами природа, полярный день, интересные в спортивном отношении препятствия, делают интересным посещение этих рек туристами с разным уровнем подготовки. Хорошие тропы вдоль основных порогов позволяют обносить вещи, а если надо, то и лодки.
Поскольку поход проходил во второй половине августа, то на маршруте было встречено только 4 группы (в июле и начале августа их значительно больше) и проблем с выбором места ночевок не возникало. Надо заметить, что на больших, оборудованных стоянках были некоторые трудности с поиском дров, и за ними приходилось ходить далеко от лагеря.
Погода стояла очень теплая и достаточно сухая (за исключением первых трех дней) и как следствие было большое количество комаров и мошки.
Реки Умба и Колвица нерестовые и лов рыбы разрешен только по лицензиям. Мы с рыбинспекцией не сталкивались. Лов рыбы в море без ограничений.
Участники группы первый раз использовали лодки «Ватерфлай» на достаточно мощных шиверах и порогах и оценили их преимущества перед каркасными байдарками: устойчивость, маневренность, «неубиваемость» материала на камнях, легкость (двухместный вариант весит 14 кг, трехместный - 20 кг), быстроту сборки/разборки (надувается/сдувается за 10 - 15 мин). К минусам можно отнести более низкую скорость лодки (как следствие плохой разгон при пересечении сильной струи - одна из причин киля на пор. Падун) и достаточно высокую закусываемость при заходе/выходе в улов (из-за этого произошел второй киль на пор. Паялка). Также надо быть внимательным к тому, что при сильном заливании лодки на валах и в бочках вода не сразу уходит через сливные отверстия в днище и на некоторое время лодка может становиться тяжело управляемой.

Литература

(1) Лоция р. Умба - р. Колвица Д. Кувалина http://lib.ru/TURIZM/umbad.txt.
(2) Отчет о байдарочном походе по р. Умба - р. Колвица в 2006 г. http://www.veslo.ru/2006/otchet/umba/umba2006.html.
(3) Другие отчеты на сайтах http://www.tourism.ru/,
http://www.skitalets.ru/,
http://www.veslo.ru/.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://www.my-tour.ru/20070810-umba/index.htm.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru