Фотографии В начало ^ my-tour.ru

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)


ОТЧЕТ О ГОРНОМ ПОХОДЕ 1 К/С ПО СЕВЕРНОМУ ПРИЭЛЬБРУСЬЮ

С 29 ДЕКАБРЯ 2008 Г. ПО 5 ЯНВАРЯ 2009 Г.


Общие сведения о походе

Проводящая организация: туристский клуб «Плющиха» (ЛКТ)
Вид туризма: пешеходный
Место проведения, карты: Россия, республика Кабардино-Балкария, северные и северо-восточные предгорья Эльбруса, карты К-38-2, К-38-14
Категория сложности: первая
Протяженность маршрута: 131 км
Перепад высот: 10800 м (5400 м вверх и 5400 м вниз)
Продолжительность: 8 дней
Количество участников: 2 человека
Мирошкин Сергей - руководитель
Опыт: 3 гу Центр. Кавказ; 2 лу (1А*) Зап. Кавказ (плато Лагонаки)
Салтырёв Александр - разработка маршрута, автор отчета
Опыт: 3 (с эл. 5) лр Кольский (2А); 1 (с эл. 5) лр Пол. Урал (1Б); 3 гр Кавказ

Нитка маршрута

Москва - Кисловодск (поезд) - т/б Долина Нарзанов (такси) - р. Харбас - г. Сирх (3098 м, рад, 1А зим) - пер. Каяэшик (2532 м, н/к, дорога) - мин. ист. Джылысу - пер. Юж. Каракайский (Исламчат, 3100 м, 1А зим) - пер. Сев. Каракайский (Эльдарбаши, южная седловина, 3050 м, 1А зим) - пер. Бересун (2470 м, н/к, дорога) - пер. Шаукам (Мал. Джаурген, 2926 м, н/к, дорога) - пер. Джаурген (Бол. Джаурген, 2700 м, н/к, дорога) - Тырныауз - Нальчик (маршрутка) - Москва (поезд). Названия и высоты перевалов взяты из (1).

Техническое описание

Практически весь маршрут кроме категорийных препятствий проходил по горной грунтовой дороге различного качества с постоянно встречающимися наледями от стекающих ручьев. Иногда встречаются места, где не понятно, как можно проехать. Тем не менее, на всем пути, на снегу видны следы машин. В первый день похода видели Ниву, едущую на юг и в последний вечер слышали, как с Тырныаузского ГОК спускались 2 грузовика. От основной дороги время от времени отходят второстепенные.
Температура ночью -10 ... -18, днем -5 ... -10 градусов.

29 декабря

Погода: в Кисловодске пасмурно, по мере подъема в горы проясняется, наверху солнечно, небольшие облака.
Утром прибываем в Кисловодск. Быстро находим такси (Жигули-99) и за 1 ч 15 мин доезжаем до т/б Долина Нарзанов (~40 км). Снега почти нет. Водитель сказал, что под прошлый НГ ГАЗ-66 пробивал снег то ли 6, то ли 8 часов. Турбаза стоит в глубокой и узкой долине р. Хасаут. С севера находится Скалистый хребет, с юга - Харбаское плато. Переходим р. Хасаут по а/м мосту и начинаем подъем на плато Харбас по грунтовой дороге, местами немного припорошенной снегом.


По плато дорога идет с небольшими наборами и сбросами высоты.




На склонах видны отмеченные на карте летовки. В одной из них, сойдя с основной дороги на ответвление траверсирующее склон г. Харбас, решили заночевать. Печки и дров нет. Спускаться в крутой глубокий овраг за льдом поленились, еле набираем снега на 2 готовки. Готовим ужин и фотографируем красивый закат.


За день пройдено 20 км. Перепад высот +800 м, -100 м.

30 декабря

Погода: С утра отдельные облака над Эльбрусом, к вечеру горы затягивает, но в предгорьях хорошая, солнечная погода.
Продолжаем движение по дороге. Впереди показывается Эльбрус.




Немного сбросив высоту, выходим к развилке дорог. Правая идет на запад на плато Бечасын, левая на юг к источникам Джилысу. Обе дороги хорошо наезжены, видимо летом ими постоянно используются. Наша дорога на юг.


Плато Бечасын





Солнечные ванны



Перед спуском в долину р. Харбас проходим мимо скальных останцев причудливой формы. Место немного напоминает Крым.






Спуск к р. Харбас идет траверсом в. 2083,8. Переходим речку по а/м мосту и по плавным серпантинам дороги начинаем подъем на плато.


По пути проходим две большие наледи.


На пологом участке склона находится кирпичный домик, рядом висит табличка «Hotel «Вдали от жен». Летом здесь видимо популярное место отдыха.


Движемся по плато, плавно набирая высоту. Поверхность неровная с множеством небольших подъемов и спусков. Впереди видны вершины Тузлук и Сирх.


Слева в. Сирх с прочерком дороги. Перед ней и немного правее в. Тузлук



Вид на запад

Бесконечная дорога после небольшого спуска приводит к мосту через левый приток р. Малка.


Слева виден жилой кош и пасущаяся отара овец.


Перейдя мост, доходим до небольшого притока, где и решаем встать на ночевку. Ручей полностью промерз, колем лед тесаком.
За день пройдено 23 км. Перепад высот +850 м, -700 м.

31 декабря

Погода постепенно ухудшается, облачно, но ветер не сильный. Эльбруса уже не видно, но на север видимость хорошая.
Продолжаем идти по дороге. Проходим под склонами в. Тузлук. Обещанного в различных описаниях менгира не находим (уже дома находим сообщение в Интернете, что его украли).


В. Тузлук

Подходим к развилке дорог. Старая южная дорога проходит под склонами в. Сирх, через пер. Каяэшик, поляну Эммануэля и спускается к источникам Джылысу. Показанная на топографической карте дорога в районе в. Тузлук - в. Сирх - пер. Каяэшик немного не соответствует действительности. В настоящее время южная дорога утратила свое значение с появлением новой дороги, идущей на восток, пересекающей р. Малка и также выводящей к источникам Джылысу. Продолжаем движение по старой дороге и выходим на юго-восточное ребро в. Сирх.


Юго-восточное ребро в. Сирх

Внизу видны многочисленные домики в районе источников Джылысу и водопад Султан.


Оставляем рюкзаки и по 30 град. травянистому склону со скальными выходами за 1 час поднимаемся на вершину.


Вид с в. Сирх на восток. По центру виден пер. Сев. Каракайский

На севере бескрайняя платообразная местность с выделяющимся на ней каньоном р. Малка, на юге все в облаках.


Вид на север

По гребню возможно движение на запад как минимум до в. Зап. Сирх (3111 м).


Вид по гребню на запад

Пообедав на вершине, спускаемся по пути подъема. Продолжаем движение по дороге, в направлении пер. Каяэшик (2532 м, н/к). Перевал расположен в Передовом хребте (хр. Ташлысырт), соединяет Харбазское плато с верховьями р. Малка. По пути встречаем несколько наледей, образованных стекающими по склонам ручьями. Для прохождения пришлось одеть кошки/снегоступы. Другой путь прохождения наледей - попытаться обойти верхом по крутому промерзшему травянистому склону. На дороге виден след от проехавшей машины!






От перевала спускаемся в долину р. Кызылкол к нескольким виднеющимся кошам. Оставляем вещи около самого нижнего нежилого коша (похоже, что и остальные коши сейчас не жилые) и идем осматривать «Калинов мост», расположенный над водопадом Султан и сам водопад. В этом месте р. Кызылкол прорывается через скальные ворота по глубокому и красивому каньону. Есть мнение, что это тот самый известный нам по сказкам «Калинов мост» ((1), глава Славяно-скифские храмы в Приэльбрусье). Над каньоном идет хорошая тропа, имеющая несколько ответвлений вниз, в том числе и к мосту.


Вид вверх по долине р. Кызылкол



«Калинов мост» сверху долины



Вид с «Калинова моста»



Вид с «Калинова моста»



«Калинов мост» снизу долины





Водопад Султан



Скальные останцы над источниками Джылысу

Возвратившись к кошу, решаем остановиться в нем на ночевку, благо там имеется печка, а вокруг можно набрать немного дров. Воду берем из р. Кызылкол.


Вид от коша на начало каньона

Символически встречаем Новый Год по Иркутску и ложимся спать.


«Эльбрусский вальс»

Снегоступы у печки стоят,



Спальник над печкой висит,



Кашу туристы едят,

Спирт туристы пьют.

За день пройдено 14 км. Перепад высот +1100 м, -650 м.

1 января

Ночью выпал 1 см снега. Весь день солнечная и почти безветренная погода.


По бывшей дороге (с появлением новой по ней уже видимо не ездят) доходим до перекошенного селем автомобильного мостика. Перейдя р. Кызылкол на правый берег оказываемся около минеральных источников. Похоже, что и находившиеся здесь ванны тоже пострадали от селя. В настоящий момент есть одна ванна с теплым нарзаном цвета какао. Рядом есть выходы чистых холодных нарзанов. Отсюда открывается хороший вид на водопад Султан.


Источники Джылысу







Водопад Султан

Попив водички, движемся в направлении домиков многочисленных мини баз отдыха, в одной из которых встречаем группу Пети Величенкова, совершающей лыжный поход 4 к.с. От домиков по хорошим тропам, идущим по моренам, движемся в направлении пер. Юж. Каракайский.


Взгляд назад. Справа в. Сирх

Перевал расположен в Каракайском хребте между вершинами Каракая и Балыксубаши, соединяет верховья рек Каракаясу и Исламчат. Снега мало, всего несколько сантиметров. По пути спускаемся в долину р. Каракаясу к началу каньона. Основная тропа на перевал пошла справа по гребню морены.




От каньона, поднявшись траверсом по травянисто-осыпному склону крутизной до 30 гр., попадаем в широкую долину у подножья перевала. На перевал Юж. Каракайский (1А зим., 3100 м) поднимаемся по слегка присыпанному снегом склону крутизной до 25 гр.


Впереди пер. Юж. Каракайский

Седловина большая и ровная, снега 15-20 см. Снимаем записку группы из г. Кимры от 18.08.2008, рук. А. В. Сказочкин. С перевала спускаемся в кошках по левому борту долины по снежному склону крутизной до 20 гр.


На седловине пер. Юж. Каракайский. Впереди виден пер. Кыртыкауш



Перевальный взлет со стороны спуска

Далее, траверсируя травянистые склоны до 15 гр. крутизной, спускаемся в долину р. Исламчат и идем в направлении коша, находящегося под пер. Сев. Каракайский на левом берегу.


Долина р. Исламчат

В коше чисто, рядом много дров, вода в виде льда в ручье. Правда рядом с кошем лежит много слегка присыпанных снегом овечьих кизяков.


За день пройдено 15 км. Перепад высот +750 м, -900 м.

2 января

До обеда солнечная и почти безветренная погода, после обеда стали появляться облака.
Напротив коша начинается долина правого притока р. Исламчат - р. Карангыкол


Долина р. Карангыкол

При восхождении на в. Сирх видели, что на пер. Сев. Каракайский и на его северной седловине снега почти нет, и они не тянут на сложность 1А зим. Поэтому решаем пройти нигде не описанную южную седловину в надежде, что она потянет на 1А. С в. Сирх ни седловина, ни спуск с нее в долину правого безымянного притока р. Каракаясу не виден - закрыт северо-западным гребнем в. Каракая. Подъем от коша идёт в отличие от подъема на основную седловину по более южному ручью - притоку р. Исламчат.


К пер. Сев. Каракайский

Движемся без тропы траверсом травянистого левого борта ручья, достигающего крутизны 25 гр.


Где-то там в. Каракая



К южной седловине пер. Сев. Каракайский

Перед выходом на седловину появляется снег. Перевал находится в Каракайском хребте в 1 км севернее в. Каракая и представляет собой широкую протяженную заснеженную седловину. Высота южной седловины 3050 м, сложность 1А зимой, н/к летом.


В. Каракая, справа виден Эльбрус

Спуск с перевала в кошках по 25 гр. чуть присыпанному снегом травянистому гребню с последующим спуском в заснеженный кулуар такой же крутизны. Снег плотный и не глубокий, к тому же противоположный борт тоже почти бесснежный, лавинной опасности нет. Слева от седловины через небольшой гребешок начинается еще один кулуар, но, судя по карте, он более узкий и более крутой.


Пер. Сев. Каракайский (справа от бугорка) и его северная седловина (слева)

Перед выходом в долину правого безымянного притока р. Каракаясу снежно-скально-осыпная ступенька (до 35 гр., высота 15-20 м), проходим с предварительным просмотром.


Снежно-скально-осыпная ступенька



Левый кулуар

Спустившись в долину, переходим на правый берег и, траверсируя склон, выходим на тропу, идущую с основной седловины пер. Сев. Каракайский.


Пер. Сев. Каракайский справа, его северная седловина слева

По тропе выходим на дорогу, идущую от источников Джылысу на пер. Бересун. Отсюда открывается отличный вид на Эльбрус, долины рек Кызылкол и Малка.


Справа в. Сирх

Далее по дороге выходим на северную оконечность Каракайского хребта - пер. Бересун (н/к, 2450 м).


На пер. Бересун



Вид с пер. Бересун на северные предгорья Эльбруса. Слева в. Сирх

Вниз идём по дороге по левому борту долины р. Шаукол, постепенно спускаясь к реке.


Долина р. Шаукол



Один из боковых притоков

В районе устья р. Исламчат переходим на правый берег реки. Здесь находятся остатки то ли коша, то ли стоянки геологов.


Р. Шаукол



Долина р. Исламчат



Впереди пер. Шаукам



Вид вниз по долине р. Шаукол. Слева от середины видны 3 седловины перевалов Сев. Каракайские

Через 2 перехода подходим к стоящему на пологом травянистом склоне кошу, где и встаем на ночевку. Воду в виде льда берем из ручья, дрова собираем по окрестности.
За день пройдено 20 км. Перепад высот +900 м, -900 м.

3 января

Погода с утра портится, поднимается ветер, облачно. Ближе к вечеру ветер становится сильным.
Продолжаем идти по дороге в направлении пер. Шаукам.


Вид вниз по долине р. Шаукол. Слева от середины видны седловины перевалов Сев. Каракайский и его северной седловины

Справа на юге открывается снежно-осыпной цирк на северных массивах в. Шаукамбаши (3631 м) со следами деятельности очевидно геологов (дороги и отвалы грунта).




Вид из-под пер. Шаукам на юг - хр. Ташорунеаш

Выходим на пер. Шаукам представляющий собой обширное плато - перемычку между хребтами Ташорунбаш на юге и Шаукамнысырт на севере. Соединяет долины рек Ташорун и Шаукол. С седловины по дороге спускаемся к р. Ташорун, берущей начало справа из осыпных цирков.


Пер. Шаукам (справа), хр. Ташорунеаш и долина р. Ташорун



Пер. Шаукам (справа) из долины р. Ташорун

Перейдя реку в кошках, движемся по ее правому борту к устью р. Суарык, где находится кош. Решаем встать немного пораньше и заночевать в коше. Есть дрова, удается найти открытую воду.


Вид вверх по долине р. Шаукол



Долина р. Суарык

За день пройдено 16 км. Перепад высот +400 м, -600 м.

4 января

Ночью сильный ветер прекратился, и выпало 3 см снега. Весь день пасмурно, но ветер слабый.
Р. Ташорун после слияния с р. Суарык стала называться р. Джуарген. От коша продолжаем идти по дороге траверсирующей кулуары южного борта долины р. Джуарген. На пути постоянно встречаются многочисленные ручьи-наледи, некоторые из которых приходится переходить в кошках/снегоступах.


Вид утром вверх по долине р. Шаукол



Очередной ручей-наледь

На севере видны причудливее горы - Кинжал, Инал, Науджиджи (Тещины зубы), Алмалыкая.




В. Науджиджи (Тещины зубы)

Пер. Джаурген расположен в Боковом хребте, в 2-3 км западнее в. Чаратбаш, соединяет правые притоки р. Джуарген и левую составляющую р. Кумыксу - р. Чатбаши. Перевальный гребень платообразный, травянисто-осыпной, явно не выражен. Сразу за первой седловиной (2700 м) развилка дорог. Правая дорога идет вдоль гребня хребта к Тырныаузскому горно-обогатительному комбинату (ГОК). Мы спускаемся по левой дороге на пологую травянистую вторую седловину (2600 м). От нее по гребню на северо-восток в направлении в. Чаратбаш и далее пос. Былым отходит еще одна дорога.


ГОК с перевала Джаурген

Наша дорога многочисленными петлями серпантина спускается по склону левого берега р. Чатбаши. По прямой от перевала до города 7 км, а перепад высот 1300 м. Склон южный, бесснежный, но сама дорога покрыта слоем снега, под которым неприятно обнаруживаются наледи.


ГОК и пер. Джаурген (справа) со спуска в долину р. Кумыксу



Черно-белый Кавказ

Прошли жилой кош, стоящий на левом берегу р. Кумыксу, на склоне пасется отара овец. Перешли речку по камням, прошли берёзовое криволесье, после чего вышли на подходящую справа основную дорогу, поднимающуюся к строениям ГОКа. Эта дорога еще более обледенелая, но более пологая и соответственно более петлючая. Постоянные повороты серпантина начинают доставать, а срезать не получается: склон достаточно крутой и зарос кустарником.




Баксанская долина

Пройдя вниз по дороге несколько поворотов, встали на ночевку на большой травянистой заснеженной полочке. Внизу под нами находится г. Тырныауз. Рядом находятся спускающиеся с комбината в город трубы. Ночуем в палатке, воду топим из снега.


Ночной Тырныауз

За день пройдено 16 км. Перепад высот +600 м, -1100 м.

5 января

Погода: С утра переменная облачность, почти без ветра.


Рассвет над Тырныаузом



Баксанская долина



К выходу в цивилизацию готовы

Спускаемся по дороге в г. Тырныауз.


Трубы поднимающиеся к ГОКу

На маршрутке добираемся до г. Нальчик. На поезде уезжаем домой.
За день пройдено 7 км. Перепад высот -450 м.

Снаряжение

Личное специальное снаряжение: кошки, снегоступы, лыжные палки-телескопы, лавинная лента, ветрозащитная маска, горнолыжные очки. Понадобились: лыжные палки-телескопы - постоянно, кошки или снегоступы - для переходов по наледям.
Общественное специальное снаряжение: веревка 6 мм 20 м, 1 лавинная лопата. Понадобилась веревка - просушка вещей в кошах.
Палатка: «Высотная» фирмы «Мегатест», 2-3 местная, ветроустойчивая - 6 лучей с центральной фиксирующей шайбой.
Кастрюля 1 л и чайник Tatonka 1,5 л.
Горелки Kovea KB-0211 - 2 шт. Хорошо подходят под кастрюли небольшого диаметра.
Газ: по 4 одноразовых баллона Kovea 220 г, израсходовали около половины, поскольку пользовались печками в кошах. Правда, не на всех возможно вскипятить воду.
Стеклоткань.
Термос 1 л. Для перекуса с утра заливали чай.
Ножовка Fiskars, 200 г. Постоянно пилили дрова в кошах.
Тесак. Стругали лучинки для разжигания печек и кололи лед в ручьях.
Ремнабор. Аптечка. Не пригодились.
GPS.
Съемку проводили двумя цифровыми фотоаппаратами.
Питание общественно-индивидуальное. Общественная часть 250 г, остальное по желанию.

Выводы

1) Повезло с погодой - по большей части солнечно и хорошая видимость. Очень мало снега - хорошо, что взяли снегоступы, а не лыжи, на 3 кг меньше лишнего веса, никакой лавинной опасности. Правда, несколько сантиметров снега с эстетической точки зрения не помешали бы. Температура ночью -10 … -18, днем -5 .. -10 градусов.
2) Леса нет, кроме долин рек Харбас и Кумыксу, следовательно, нельзя рассчитывать на ночевку с костром.
3) В это время года можно рассчитывать на ночевки в кошах, поскольку скот уже не пасут. Во всех кошах кроме первого были печки. Дрова были везде, но может и не быть. Внутри кошей немного мусорно, вокруг чуть припорошенные снегом овечьи экскременты. Но ночевка в коше дает возможность подсушить спальники и обувь. Делать как в тундровом походе 1,5-2 часовой обед с просушкой спальников при коротком дне слишком расточительно.
4) Для больших групп может быть проблемой постановка шатровой палатки в бесснежный год. Грунт настолько промерзает, что трудно отковырнуть даже небольшой камушек.
5) Поражают необычные виды северных предгорий Кавказа - что-то из фильмов про дикий Запад.

Литература

(1) "Эльбрус и его отроги" А.А. Алексеев, Москва, 2002, издатель И. В. Балобанов, http://poxod.ru/guidebook/elbrus/index.html
(2) Отчет о горном походе 1 с элем. 2 к. с. по Приэльбрусью, с 3 по 13 января 2007 г., руководитель Николаев А. В. http://caucatalog.narod.ru/jan07/jan07.html
(3) "Брожение по Кавказу" - очерк о лыжном походе в январе 2004г. на Центральном Кавказе http://miit-tour.narod.ru/EXPEDIT/2004/kavkaz_janvar2004.htm

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2009/20090101-prielbrusie/index.htm.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru