Фотографии В начало ^ my-tour.ru

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)


ОТЧЕТ О ВОДНОМ УКОРОЧЕННОМ ПОХОДЕ 3 К. С. ПО Р. УКСУНЙОКИ (ЮЖ. КАРЕЛИЯ)

С 11 ПО 14 ИЮНЯ 2010 Г.


Автор отчета Салтырёв Александр

Группа

Шли двумя независимыми группами.
Первая группа 12 человек. 4 Ватерфлая-2, Ватерфлай-3, Скаут-2. Руководитель Салтырёв Александр.
Вторая группа 10 человек. 2 ката-4, кат-2. Руководитель Медведев Сергей.



Карта

Р. Уксунйоки протекает на юге Карелии и с севера впадает в Ладожское озеро.
Карта-километровка Р-36-87,88.
Длина сплавного участка (а/м мост трассы Петрозаводск - Сортавала - дер. Уукса) около 40 км.

Заброска

Подъезд: поезд из Москвы до Лодейного Поля, далее на заранее заказанных Пазике и грузовой Газели до моста трассы Петрозаводск - Сортавала, около 230 км.
Отъезд: от турбазы в районе строительства слаломной трассы (дер. Уукса) на заказанном на месте Пазике и легковушке до Лодейного Поля, около 130 км. Далее на поезде до Москвы.

Отчет первой группы

Состав:
Ватерфлай-2 - Салтырев Александр - Шумакова Анастасия
Ватерфлай-2 - Устинов Андрей - Тихомирова Анна
Ватерфлай-2 - Мирошкин Сергей - Брянцева Анна
Ватерфлай-2 - Баранов Павел - Фадеева Ольга
Ватерфлай-3 - Михалев Илья - Протасова Екатерина
Скаут-2 - Жалялетдинов Руслан - Орлова Екатерина

Уровень воды на порогах и шиверах по сравнению с походом в это же время в 2004 г меньше примерно на 30-50 см выше, везде было много торчащих и обливных камней. В 2004 г большинство камней были залиты. Поразило огромное количество народа на реке, особенно коммерческих групп, большинство стоянок на порогах и падунах были заняты. В 2004 г всего было встречено порядка 5 групп. На падунах (особенно на Розовом Слоне) происходит массовое и временами нерегулируемое катание. Есть большая вероятность столкновения проходящих порог и стоящих под сливом в бочке судов. Видели, как на купающегося в бочке на Слоне человека сверху съехал кат-4.

11 июня

Погода: тепло и солнечно, поздно вечером пошел дождь и продолжался всю ночь.
Утром приехали на поезде в Лодейное Поле, загрузились в Пазик и грузовую Газель и поехали до моста дороги Петрозаводск-Сортавала. Места для стапеля есть со всех сторон выше и ниже моста. Выходим на маршрут немного раньше группы на катамаранах, договариваемся встретиться на ночевке.
Через 200 м начинается порог Мостовой-2. Вначале идет короткая шивера, затем на повороте слив высотой 0,5 м между опорами старого моста и выходная шивера с поворотом и торчащими камнями под правым берегом. Проходим порог без просмотра, чувствуется небольшой прижим к левому берегу.








Заканчивается порог мелководным разбоем с каменной горкой, проход справа.


После небольшого плеса идет длинная с большим количеством камней шивера Лестница.
За последующие 1 ч 15 мин (чисто ходовое время) проходим 3 переката.


Встаем на ночевку на большой стоянке на левом берегу. Постоянно вызываем катамаранную группу по рации, но они не отвечают и не приплывают к нам.

12июня

Погода: дождь с небольшими перерывами шел весь день и вечер. К ночи небо расчистилось.
За 30 мин доходим до порога Блюдце представляющего широкий слив высотой 0,5…0,7 м. В левой части и посередине мелко, на выходе торчат камни. Справа поглубже, есть небольшая бочечка, на выходе чистый язык. Просматриваем порог по правому берегу.








Через 2 ч проходим начинающуюся на правом повороте длинную с полуметровыми валами шиверу Лососевая. Ориентир песчаный обрыв на левом берегу. На выходе мелководная каменная гряда.








Через 20 мин проходим на правом повороте короткую шиверу.


Через 15 мин подходим к 1-му падуну Розовый Слон. Ориентир правый поворот, скалы по берегам, шум воды. Оставляем лодки на правом берегу около самой дальней и плохонькой стоянки и идем на просмотр падуна. Народу огромное количество, все стоянки заняты. Падун состоит из 2-х проток, разделенных скальным островком. Правая очень мелководная, ширина около 10 м, толщина сливаемой воды всего несколько сантиметров. Проходима только по пику паводка.


Ниже протоки в 25 м находится скальный остров.


В левой протоке на правом повороте 2-х метровый слив шириной 15-18 м. По краям вода круто падает со скальных плит, по центру слив более пологий и разрезан винтообразным валом. До 2-ого падуна Мельница 200 м спокойной воды. Поначалу особого желания проходить падун не возникает, к тому же постоянно моросит дождик, прохладно, все замерзли.


Народ катает порог на рафтах, катах, различных надувашках, в том числе и на Ватерфлаях-2. Никто не киляется и это внушает некоторую надежду.












Осматриваем левый берег и находим там отличную свободную стоянку в светлом сосновом лесу. Она самая дальняя от падуна, нет брожения народу, рядом ельник с большим количеством сухостоя. Все стоянки рядом с падуном заняты. Решаем прохождение отложить до завтра, по прогнозу погода должна быть лучше. После ужина просматриваем падун Мельница. До него метров 250…300, есть тропа. Все стоянки с обоих берегов заняты. Решаем завтра все вещи сразу отнести за Мельницу и проходить падуны на пустых лодках. В течение всего дня вызываем катамаранную группу по рации, но они не отвечают и не приплывают.

13 июня

Погода: переменная облачность, временами короткие дождики.
В 9 ч начинаем проходить Розового Слона. Во всех лагерях почти все еще спят, зрителей всего несколько человек, никаких катальщиков нет. Одну лодку сразу отнесли ниже падуна и поставили для страховки за островком.


Один из фотоаппаратов запотел и поэтому некоторые фото получились мутные

Прохождение падуна оказывается довольно простым. Надо только зайти перпендикулярно сливу и сделать 2-3 гребка для выхода из бочки, по ширине можно идти либо по центру, либо немного правее. Плюс-минус 2..3 метра роли не играют.
У Ильи сломалась пряжка на бедренном упоре, он выпал из лодки, но бочка его не задержала. Ниже падуна течение очень слабое, к тому же сработала страховка (он поймал морковку, и подошла страхующая лодка). Остальные лодки прошли без проблем.










Через 200 м 2-й падун Мельница. Просмотр возможен по обоим берегам, обнос удобнее по правому, стоянки есть на обоих берегах. В правой части он двухступенчатый, первый слив высотой 0,5 м, через 10 м второй слив высотой 1,5 м с мощной бочкой. В левой части трехступенчатый, первый слив высотой 0,3 м, второй 0,5 м, расстояние около 10 м. Практически сразу после второго идет третий более пологий, чем справа слив высотой немногим более 1 м с проносной бочкой и коротким языком. В нижней части слива по центру выпирает округлая скала, с которой достаточно тонкий слой воды сливается в 3 стороны. Общая ширина падуна 15…18 м. На правом берегу остатки мельницы.


Первая лодка проходит справа, остальные слева. Страхуем лодкой снизу и морковками с берегов. Прохождение падуна оказывается довольно простым. Надо плюс-минус 1…1,5 м зайти под нужный берег, держать лодку перпендикулярно сливу и сделать 2-3 гребка для выхода из бочки.










После успешного прохождения всеми лодками устроили покатушки: прошли еще по 1-2 раза и слева, и справа. При очередном проходе Ватерфлай-2 (Андрей - Аня) зашел в слив справа немного развернутым, в бочке его поставило лагом и кильнуло. Аню вынесло из бочки практически сразу, где она была подобрана страхующей лодкой, а Андрея крутило около минуты, пару раз каской приложило об дно. Кинутую морковку он не видел, не мог сориентироваться и выгрести из бочки. Тогда он изловчился снять спасжилет (который был с паховыми ремнями) и его тут же донным течением вынесло метров через 6-7 к страхующей лодке. В дальнейшем пришлось минут 5 выбивать лодку из бочки и еще минут 20 спасжилет.
Через 30 мин спокойной воды 3-й падун Каньон. Ориентир правый поворот, остров, вдали скальные выходы. Просмотр и обнос вещей по правому берегу, где есть несколько стоянок. Вначале река делится островом на две 100 м протоки. В узкой правой мелководный перекат, в левой основной - быстроток. После слияния проток идет 100 м шивера заканчивающаяся 2-х метровым достаточно пологим сливом с проносной бочкой и мощным языком под левым берегом и свалом с плит справа и по центру. Ширина падуна около 20 м. Проходим под левым берегом, страхуем лодкой снизу и морковкой с берега. Прохождение падуна оказывается довольно простым. Надо плюс-минус 1…1,5 м зайти под левый берег, держать лодку перпендикулярно сливу и сделать 2-3 гребка для выхода из бочки.






















Через 30 мин спокойной воды 4-й падун Храмина. Ориентир входная 200 м шивера с несколькими невысокими сливами. Просмотр и обнос вещей удобней проводить по более низкому левому берегу. Стоянки есть на правом берегу над сливом и немного ниже. На правом берегу остатки мельницы. Ширина падуна 15…18 м, высота 2 м. Слева достаточно пологий слив с проносной бочкой, через 25 м вода переливается через гребенку камней. По центру в нижней части слива выступает полуобливная скала. Справа неровный двухступенчатый слив с бочкой и мощным пенным языком. Проходим под левым берегом, страхуем лодкой снизу и морковкой с берега. Прохождение падуна оказывается довольно простым. Надо аккуратно пройти невысокую ступеньку под левым берегом за 20 м перед сливом, плюс-минус 1…1,5 м зайти перпендикулярно сливу и сделать 2-3 гребка для выхода из бочки.








Ниже Храмины начинается 2-3 км шивера Лихая. Через 20 мин шивера Разгонная. Еще через 10 мин 2 ступени шиверы Последняя с несколькими поворотами. На второй ступени строится слаломная трасса. Все три шиверы с большим количеством полуобливных камней.


Сразу после шиверы на правом берегу насыпанный берег и турбаза, на задворках которой мы и встаем на ночевку. Через 15 мин после того, как мы финишировали, пришла катамаранная группа.


За установку палатки на турбазе берут по 100 р. Еду готовим вот на такой кухне, вечером используем как камин для посиделок, дрова в большом количестве под навесом.



14 июня

Погода: переменная облачность.
С утра не торопясь собираемся и уезжаем в Лодейное Поле.

Что случилось во второй группой

На первой же шивере Лестница у старого (8-й год) самодельного ката-2 стал расползаться шов деки и днища, и его пришлось зашивать. На второй день один из катов-4 очень долго собирался с утра, медленно шел, долго грелся и к вечеру не смог догнать два других ката. В результате ночевали порознь, встретились только на следующий день. Падуны, (кроме Слона) проходили по одному разу и только каты-4, идти на плохо зашитой двойке не рискнули. Слона в ожидании отстающего ката другой прошел 3 раза.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2010/20100612-uuksu/index.htm.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru