Фотографии В начало ^ my-tour.ru

ТУРИСТСКИЙ КЛУБ «ПЛЮЩИХА» (ЛКТ)


ОТЧЕТ О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 1 (С ЭЛ. 3) К/С ПО КАРПАТАМ

С 1 ПО 11 ЯНВАРЯ 2011 Г ПО МАРШРУТУ:


Г. Ивано-Франковск - дер. Берестечко (Дземброня) (автобус + машина) - в. Смотрец + в. Дземброня + в. Мунчель + в. Бребенескуль (2035 м) + в. Ребра (2001 м) + в. Туркул + в. Данциш + в. Пожижевска + в. Брескул + в. Говерла (2061 м - высшая точка Украины) (Черногорский хребет) (траверс, 1Б зимн. альп.) - полонина Скопеска - в. Петрос (2020 м) + пер. Шешул (траверс, 1Б зимн.) - полонина Менчул - пос. Квасы - р. Тростенец - в. Мал. Близница + в. Близница (1872 м + 1881 м) (траверс, 1А зимн.) - г/л курорт Драгобрат - ст. Ясиня (машина) - г. Ивано-Франковск (электричка)


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Александр.

1 Участники похода

1. Салтырёв Александр
2. Тюриков Александр
3. Лозовский Александр


Ф1


2 Техническое описание

Подъем группы утром в 5-30 ч, выход на маршрут 8-00 - 8-15. Постановка на ночевку примерно в 16-30.
Снега на всем маршруте мало, в среднем не более полуметра.
При траверсе Черногорского хребта и на подходах к в. Петрос постоянно встречали группы, идущие как в попутном, так и встречном направлении.
От дер. Берестечко (Дземброня) до пос. Квасы идет набитая тропа и благодаря малому количеству снега на этот Новый Год маршрут можно пройти без использования лыж и снегоступов. Движение на лыжах в стороне от тропы проблематично из-за того, что снег выше зоны леса по большей части очень плотный. При подъеме на в. Смотрец, траверсе в. Говерла и подъеме на в. Петрос надевали кошки.
Длина пройденного маршрута 75 км.
Суммарный набор высот 8050 м (+4300 м, -3750 м).

Ф2 Карта 2

Ф3 Карта 1


1-2 января

Поезд № 141 Москва - Ивано-Франковск http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=20f3d28e.

2 января

Рейсовый автобус Ивано-Франковск - Ильцы.
Такси Ильцы - дер. Берестечко (Дземброня).
Дер. Берестечко (Дземброня) - тропа на в. Смотрец.
По вездеходной дороге с небольшим количеством снега отходим немного от населенки и встаем на ночевку на краю леса. Рядом есть дрова, но решаем готовить на горелке в палатке.
Пройдено 2 км. Перепад высот: 750 м --> 850 м = +100 м.

3 января

Дер. Берестечко (Дземброня) - в. Смотрец - 2 км севернее в. Черная Гора (Поп Иван).
Погода: в долине к северу от гор солнечная погода, утром -15, днем -10 град, над хребтом и южнее облака, достаточно сильный южный ветер, в течение дня погода постепенно портится, к вечеру видимость не более 500 м.
Продолжаем движение по тракторной дороге, которая идет по начинающемуся гребню между двумя правыми притоками р. Дзембрены (Ф4). Через переход проходим колыбы (летние пастушечьи домики), еще через переход другие колыбы. После этого дорога заканчивается и идет набитая тропа. Половина следующего перехода проходит по лесному склону, затем выходим на полонины (большие открытые пространства в основном выше зоны леса) (Ф5).

Ф4 В дали видна в. Смотрец

Ф5

Выходим на вершинку, затем после небольшого понижения на следующую. После очередного понижения начинается гребень, выводящий на в. Смотрец (1898,4 м) (Ф6). Крутизна склонов не превышает 20-25 град. Проходим скальные останцы (Ф7…Ф9).

Ф6 В. Смотрец

Ф7 Взгляд назад


Ф8

Ф9

Выше крутизна увеличивается до 25-30 град, снег плотный, идем в кошках. Вершина представляет собой несколько огромных скальных блоков (Ф10, Ф11), снизу есть несколько площадок под палатки.

Ф10, Ф11 На в. Смотрец

Длинный пологий спуск по широкому ребру выводит на огромную седловину, разделяющую истоки рек Дзембрены и Погорелец. Далее по аналогичному ребру поднимаемся на Черногорский хребет в 2-х км севернее в. Черная Гора (Поп Иван), на которой расположены останки обсерватории. Последние пару километров Саши Т. и Л. проходят на лыжах. Выбираем в складках местности место, где меньше дует, и встаем на ночевку. Готовим в палатке на горелке.
Пройдено 8 км. Перепад высот: 850 м --> 1898,4 м --> 1700 м --> 1800 м = +1150 м, -200 м.

4 января

МН (место ночевки) - в. Дземброня + в. Мунчель + в. Бребенескуль (2035 м) + в. Ребра (2001 м) - 1 км восточнее в. Туркул.
Погода: весь день погода плохая, видимость не выше 500 м, утром -15, днем -10 град, достаточно сильный южный ветер, иногда при улучшении видимости наблюдаем, что в долине севернее хребта погода хорошая.
Из-за плохой видимости отказываемся от радиалки на в. Черная Гора (Поп Иван) и начинаем движение по широченному Черногорскому хребту на северо-запад (Ф12, Ф13).

Ф12

Ф13

Немного проходим на лыжах. Но вскоре крутизна склона увеличилась, и их пришлось снимать. Проходим вершины Дземброня и Мунчель (Ф16). В разрывах облачности наблюдаем солнечное затмение (Ф14, Ф15).

Ф14, Ф15 Солнечное затмение

Проходим в. Бребенескуль (Ф17).

Ф16 На в. Мунчель

Ф17 На в. Бребенескуль

Перед в. Ребра ширина гребня ссужается метров до 10. Проходим пару километров после вершины и встаем на ночевку на широком пологом гребне. На всем пути крутизна склонов не превышает 20-25 град. Готовим в палатке на горелке.
Пройдено 12 км. Перепад высот: 1800 м --> 1877,7 м --> 1800 м --> 1998,4 м --> 1850 м --> 2035,8 м --> 1850 м --> 2001,1 м --> 1800 м = +600 м, -600 м.

5 января

МН - в. Туркул + в. Данциш + в. Пожижевска + в. Брескул + в. Говерла (2061 м) - полонина Скопеска.
Погода: весь день отличная солнечная погода, утром -15, днем -10 град, достаточно сильный южный ветер.
От места ночевки виден маленький треугольничек в. Говерла. Устраиваем небольшую фотосессию, для чего немного поднимаемся в сторону в. Ребра. Чуть правее в. Туркул показывается в. Петрос (Ф18), на юге видны горы в Румынии (Ф19).

Ф18 Слева направо: Туркул, Петрос, Говерла

Ф19 Горы в Румынии

Сразу после старта проходим по длинному узкому (до 2-3-х м) гребню (Ф20, Ф21).

Ф20, Ф21 Гребень между вершинами Ребра и Туркул

Затем начинаем подниматься на в. Туркул по 25 град склону. Перед выходом на вершину проходим небольшой пояс крутизной до 30-35 град со скальными выходами (Ф22, Ф23).

Ф22 В. Туркул

Ф23 Подъем на в. Туркул

С вершины открывается отличный вид на наш дальнейший маршрут (Ф24).


Ф24 Вид с в. Туркул: слева направо вершины Петрос, Говерла, Брескул, Пожежевская, Данциш

Проходим вершины Данциш, Пожежевская, Брескул.

Ф25 Взгляд назад: слева в. Ребра, справа в. Туркул

Ф26 Взгляд назад: слева направо вершины Брескул, Пожежевская, Данциш

По 30 град склону поднимаемся на высшую точку Украины - в. Говерла (2061 м) (Ф27, Ф28)).

Ф27 В. Говерла, слева в. Петрос

Ф28

Вершина представляет собой ровную площадку размером около 50 м, на которой находятся несколько памятных знаков (Ф29, Ф30)

Ф29, Ф30 На в. Говерла

На вершину по двум другим маршрутам (с востока с базы Заросляк (Ф31) и с севера - северо-запада по гребню с базы Козмещик (Ф32)) поднимается множество народу.

Ф31 Маршрут с базы Заросляк

Ф32 Маршрут с базы Козмещик - вниз и направо по гребню. Вдали видна в. Петрос, за ней справа в. Близница

Спускаемся на северо-запад по 25 град склону. Под вершиной находится небольшой приют размерами примерно 3 на 4 м, в котором большинство восходителей останавливается для отдыха и перекуса (Ф33). От приюта отходят 2 тропы. Одна идет по гребню через в. 1850,2 м на базу Козмещик (Ф34), другая ниже гребня на приют Перемычка.

Ф33 Приют под в. Говерла

Ф34 Взгляд назад: в. Говерла

Мы прошли по гребню до поворота его на север, и, надев лыжи, по целине скатились (Ф35, Ф36) к видимому приюту Перемычка, который стоит на большой поляне.

Ф35

Ф36 В. Петрос

Кроме самого большого здания приюта (в котором стоит группа) рядом находятся маленькая часовенка (Ф37) и двухэтажный заколоченный дом. Приют стоит на старой дороге, которая с юга траверсом идет вдоль всего массива в. Петрос и уходит на север. Идем по этой дороге (Ф38), Саши Т. и Л. на лыжах. Склоны крутые, поросшие лесом, выбрать ровное место для ночевки не просто.

Ф37 Часовенка на приюте Перемычка

Ф38

Выходим на полонину Скопеска (Ф39). Дует сильный ветер, и для защиты от него ставим палатку под летний навес (Ф40).

Ф39 Справа видна в. Петрос

Ф40

При установке лагеря постоянно отвлекаемся и фотографируем красивый закат (Ф41, Ф42).

Ф41

Ф42

Готовим в палатке на горелке.
Пройдено 15 км. Перепад высот: 1800 м --> 1933,2 м --> 1800 м --> 1855 --> 1750 м --> 1822,2 м --> 1750 м --> 1950 м --> 1850 м --> 2060,8 м --> 1600 м = +650 м, -850 м.

6 января

МН - в. Петрос (2020 м) + пер. Шешул - полонина Менчул.
Погода: весь день отличная солнечная погода, утром -15, днем -10 град, достаточно сильный южный ветер, под вечер погода начинает портиться, теплеет до -5 град.
Продолжаем движение по дороге (Ф43, Ф44), Саши Т. и Л. на лыжах.

Ф43

Ф44 В. Петрос



Ф45 В. Говерла

Подходим к подножию в. Петрос, надеваем кошки, начинаем подниматься (Ф46). С вершины спускается группа, вслед за нами поднимается другая группа. Все они ночевали в колыбах, находящихся северо-восточнее вершины. Подъем на в. Петрос возможен либо по серпантину летней тропы, который хорошо виден под небольшим количеством снега, либо напрямую вверх. Нижнюю часть пути поднимаемся прямо вверх, крутизна местами достигает 35-40 град (Ф47). Вверху выходим на местами обледенелую тропу, петляющую между скальными выходами.

Ф46, Ф47 Подъем на в. Петрос

Вершина представляет собой большую ровную площадку, на которой стоит маленькая часовенка со сломанным крестом (Ф48).

Ф48 Часовенка на в. Петрос

Ф49 Вид с в. Петрос на восток: в. Говерла и Черногорский хребет



Ф50 Вид с в. Петрос на запад, справа видна в. Близница

Спускаемся на запад по пологому гребню (Ф51, Ф52).

Ф51 Спуск с в. Петрос на запад

Ф52 Взгляд назад: в. Петрос

Проходим в. 1757,0 м. Далее набитые тропы расходятся: одна продолжает идти по гребню, другая уходит немного вниз влево и идет траверсом, но в итоге обе выводят на пер. Шешул. Решаем уходить вниз, т. к. начинает доставать сильный боковой ветер. Надеваем лыжи (Ф53).

Ф53

Ф54 Пер. Шешул

Выйдя на пер. Шешул (Ф54) начинаем спускаться на север по старой дороге, которая вначале закладывает двухкилометровую петлю и в результате выходит под перевал на 100 м ниже по склону. Срезаем петлю по 25 град склону. Далее продолжаем спускаться по дороге на лыжах (Ф55, Ф56).

Ф55

Ф56

Проходим мимо стационара Львовского университета и многочисленных колыб, далее оказываемся под склонами в. Менчул. Решаем вставать на ночевку прямо на дороге, поскольку найти ровные площадки на склонах трудно, а на открытых местах дует сильный ветер. По дороге никто зимой не ездил и надеемся, что не поедет и этой ночью. Готовим в палатке на горелке.
Пройдено 17 км. Перепад высот: 1600 м --> 2020,2 м --> 1250 м = +400 м, -750 м.

7 января

МН - пос. Квасы - р. Тростенец.
Погода: ночью погода окончательно испортилась: низкая облачность, небольшой снег, днем +2 град.
Продолжаем спускаться по дороге на лыжах, но вскоре ее крутизна увеличивается, и лыжи приходится снимать. Проходим колыбы (Ф57), покосы с сеном (Ф58), выходим на окраины пос. Квасы (Ф59, Ф60).

Ф57

Ф58


Ф59

Ф60 Пос. Квасы

Пройдя под ж/д мостом переходим по а/м мосту р. Черная Тиса (Ф61, Ф62) и выходим на шоссе. Далее поворачиваем налево и идем на ж/д ст. Квасы (Ф63). Там узнаем расписание электрички на Ивано-Франковск (Ф64).

Ф61

Ф61, Ф62 Р. Черная Тиса


Ф63 Р. Черная Тиса

Ф64 Расписание на ст. Квасы

Идем в обратном направлении и, повернув налево, начинаем по грунтовой дороге через поселок подниматься по долине р. Тростенец (Ф65, Ф66).

Ф65, Ф66 Долина р. Тростенец

Проходим через хутор, где к нам начинают домогаться ряженые (7-8 молодых ребят) и начинают клянчить на пиво. Отделываемся порядка 15 гривнами (курс обмена: 1 гривна - 4 рубля) (Ф67).


Ф67 7 января. Ряженые

Дальше дорога становится намного хуже (Ф68, Ф69).

Ф68, Ф69 Долина р. Тростенец

Проходим второй хутор. За ним дорога становится не наезженной (Ф70), местами круто забирающей вверх, к тому же от нее постоянно отходят боковые ответвления.


Ф70

Один раз немного блуданули - ушли не по основной дороге, которая закончилась тупиком над глубоким распадком. Ночевали первый раз с костром (Ф71).


Ф71

Единственная неприятность, что с деревьев активно капает тающий снег.
Пройдено 10 км. Перепад высот: 1250 м --> 600 м --> 900 м = -650 м, +300 м.

8 января

МН - в. Мал. Близница + в. Близница (1872 м + 1881 м) - г/л курорт Драгобрат.
Погода: низкая облачность, небольшой мокрый снег, температура чуть выше нуля. Наверху сильный ветер, почти нулевая видимость, температура около нуля.
Продолжаем подниматься по дороге (Ф72, Ф73).

Ф72

Ф73

Проходим мимо колыб. Дальше дороги либо нет, либо ее не видно под более чем полуметровым слоем снега. Идем напрямую на в. Мал. Близница по пологим склонам. После вершины небольшой спуск и подъем на юго-восточную в. Близнецы (1872 м) (Ф74, Ф75).

Ф74, Ф75 На юго-восточной в. Близнеца (1872 м)

Проходим седловину и поднимаемся на в. Близница. Из-за мокрого снега и сильного юго-западного ветра мы стали похожими на ледяных рыцарей (Ф76).


Ф76 На в. Близнеца (1881 м)

С вершины спускаемся на север. Склоны справа обрывистые, видимость очень плохая, стараемся идти немного левее середины гребня, постоянно сверяемся с GPSом и записанным треком. Крутизна склонов при траверсе до 25 град. Через 500 м после небольшого повышения на гребне (в. 1763,3 м), начинаем постепенно уходить с гребня направо и вскоре выходим к верхней опоре неработающего подъемника горнолыжного курорта Драгобрат. Спускаемся по заратраченному склону и выходим к верхней опоре другого подъемника. Он работает, иногда поднимаются катальщики. Ниже снега на склонах очень мало, повсюду торчит трава (Ф77, Ф78).

Ф77, Ф78 Горнолыжные склоны курорта Драгобрат

Спускаемся к многочисленным домикам курорта, договариваемся о заселении в одну из гостиниц.
Пройдено 11 км. Перепад высот: 900 м --> 1566,7 м --> 1500 м --> 1872,0 м --> 1800 м -->1881,0 м --> 1300 м = +1100 м, -700 м.

9 января

Машина г/к Драгобрат - ст. Ясиня
Электричка ст. Ясиня - Ивано-Франковск
С утра погода пасмурная, небольшие осадки, на улице слякоть, +5 град. Решаем пешком до станции не идти, и у администратора гостиницы заказываем машину. Ближе к полудню погода разгуливается, но над хребтом по-прежнему висят облака (Ф79, Ф80).

Ф79, Ф80 Горнолыжные склоны курорта Драгобрат

На козлике доезжаем до станции. Ждем электричку, поднявшись немного по склону. В долине снега почти нет и полное ощущение наступающей весны (Ф81, Ф82).

Ф81, Ф82 Поселок и станция Ясиня


10-11 января

Поезд №142 Ивано-Франковск - Москва http://www.tutu.ru/poezda/view_d.php?np=6cc564af

3 Снаряжение, питание

Личное специальное снаряжение:
Саша Т.: backcountry лыжи со ski-tour креплениями и рантованными кожаными ботинками, камуса;
Саша Л.: ski-tour лыжи и крепления с рантованными кожаными ботинками, камуса;
Саша С.: полный набор backcountry, мази.
Палки, кошки, лавинная лента, ветровые маска и очки, репшнур 5 м.
Общественное специальное снаряжение: веревка 20 м 6 мм, лавинная лопата, лавинный лист.
Палатка Mirage 3 от Alexika с пришитыми к внутренней палатке тубусами.
Кастрюли: 2,5 и 3,5 литра.
Горелка Primus Easy Fuel Duo.
3 газовых баллона Campingas CV470.
Пила лучковая, тесак, аптечка, ремнабор, хознабор, стеклоткань, 2 GPS навигатора, градусник, 2 комплекта карт, 2 компаса, 3 цифровых фотоаппарата, 3 термоса (0,5 л, 0,5 л, 1 л).
Питание общественно-индивидуальное. Общественная часть около 250 г, остальное по желанию. Для перекуса с утра чай заливали в термоса.

4 Литература

(1) Отчет о горном походе 1 к. с. по Карпатам в январе 2001 г группой из Киева, руководитель Шаповалов Д. С. http://tourism.ru/phtml/users/get_report.php?64.
(2) Отчет о лыжном некатегорийном походе по Карпатам в декабре 2002 - январе 2003 г, руководитель группы А. Б. Одобеску, http://tourism.ru/phtml/users/get_report.php?85.
(3) Рассказ о лыжном походе 1 (с эл. 3) к. с. по Карпатам в декабре 2005 - январе 2006 г, руководитель группы Конощенко Александр, http://karpati-06.narod.ru/,
http://my-tour.ru/2005/20051229-karpaty/.
(4) Рассказ о лыжном походе 2 к. с. по Карпатам в декабре 2006 - январе 2007 г, руководитель группы Конощенко Александр, http://my-tour.ru/2006/20061230-karpaty/karpaty_masha_k.htm,
http://my-tour.ru/2006/20061230-karpaty/.
(5) Горные отчеты по Карпатам с сайта Глобус Киевского политехнического института http://www.tkg.org.ua/trip_search.
(6) Треки различных маршрутов по Карпатам http://raduet.com/nsk/.
(7) Карты Карпат http://dw.school2.ru/map/karpaty/.

Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2011/20110102-karpaty/index.htm.

Фотографии В начало ^ my-tour.ru