Фотографии В начало ^ my-tour.ru

РЕКИ КОККОЛАНЙОКИ, АСИЛАНЙОКИ И ЛАДОЖСКИЕ ШХЕРЫ

30 АПРЕЛЯ - 3 МАЯ 2016 г


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Саша.
Автор видеоролика «Асиланйоки, порог Асиланский, 2 мая 2016 г» https://www.youtube.com/watch?v=s7Ffdxr82Ik&feature=youtu.be Комиссаров Сева.

Группа

2 человека: Саша на Миникаяке и Сева на Синице.



Источники информации

В силу ряда причин (начало маршрута находится в погранзоне, пеший подход в верховья реки, не особенно сложные пороги) река посещается туристами-водниками достаточно редко. Вот все, что удалось найти по данному маршруту:
http://www.tourism.ru/phtml/users/get_pilot.php?35 - лоция К. Бекетова.
http://moominclub.ru/reports.php?id=20 - отчет турклуба Мумми-Тролли, 4-6 ноября 2011 г, каты-4.
https://www.youtube.com/watch?v=Nu1iOT2OOjU фильм и
https://vk.com/album38556_194834120 фотографии Виктора Цалко, 9-11 мая 2014 г.

Карты

Карты-километровки Р-35-095,096, Р-35-107,108.



Протяженность маршрута

По р. Кокколанйоки, оз. Вейяланъярви и р. Асиланйоки 34 км, по Ладожским шхерам 20 км, от берега Ладоги до ст. Кузнечное 5 км, всего 59 км. Темп движения неспешный, на ночевки вставали достаточно рано, в общем, расслаблялись и никуда не спешили.

Краткое описание

Уровень воды достаточно высокий, по сравнению с источниками информации на пор. Асиланский больше на 30-50 см.
Погода все дни солнечная, небольшие облака, без осадков, тепло, иногда даже немного жарко (на солнце за 30 град), по ночам прохладно.

В начале седьмого утра приезжаем в Санкт-Петербург, на метро переезжаем на Финляндский вокзал, едем на битком набитой туристами-альпинистами-рыбаками-охотниками и немного дачниками электричке до Кузнечного.
Дальнейший отчет будет написан в виде комментариев к лоции К. Бекетова и отчету турклуба Мумми-Тролли. Тексты лоции и отчета выделены курсивом.
Р. Кокколанйоки берёт начало на территории Финляндии и впадает в Ладожское озеро немного севернее посёлка Берёзово. Протяжённость от госграницы до устья 45 км. Река не слишком интересна для спортивного сплава, все препятствия сосредоточены в верховьях и в нижней части, где река меняет название на Асиланйоки. На большей же своей части река плавно течет в лесистых берегах, ширина 15-20 м., встречаются завалы. Неприятная особенность Кокколанйоки - очень мутная вода, особенно весной, и довольно тяжёлые подходы к началу сплава. Поэтому не удивительно, что река не привлекает внимания туристов-водников, хотя и является самой ближней к Петербургу рекой региона Северного Приладожья.
Река представляет интерес как "экзотика" (в случае сплава с верховьев), или как достаточно интересный вариант выхода в Ладогу при путешествии по Ладожским шхерам. В последнем случае удобно начинать маршрут в Хиитоле.
Сплав по реке наиболее логичен в период весеннего паводка. Идти можно на любом типе судов, но предпочтительны более лёгкие (пешие подходы!) и быстроходные (гладкая вода!) лодки. Возможны несколько вариантов начала сплава.
Для наиболее полного прохождения реки стартовать необходимо от станции Элисенваара; порядка 10 км в западном направлении до хутора Койтонмяки в случае удачи можно преодолеть на попутной машине. В противном случае неизбежен пеший переход по грунтовой дороге. От Койтонмяки ещё 5 км по лесным дорогам на юго-запад, на реку выходим в 2-3 км ниже пограничного "периметра"; к месту, где на карте-километровке обозначен "водопад". От Койтонмяки можно также выйти к плотине в 3 километрах ниже по течению. Этот вариант менее интересен, так как не захватывает несколько верхних порогов.
Возможен старт со станции Алхо, с дальнейшим переходом в северо-западном направлении по лесным дорогам и просто через тайгу по азимуту. В зависимости от выбора точки начала сплава протяжённость подходов будет сильно варьироваться.
Третий вариант - заезд из Хиитолы через посёлок Тоунан. Этот путь пока не разведан.

Вода действительно мутная, берега до Хийтолы местами заиленные, и это не характерно для Северного Приладожья. А по меркам Подмосковных паводковых рек все в порядке вещей. Надо заметить, что вода в Ладоге была не на много чище, чем в реке.
Поскольку мы собрались идти этим маршрутом недели за 1,5-2 до отъезда, то разрешения на посещение 5-км погранзоны мы не успевали сделать и действовать решили по обстоятельствам. Надо было озаботиться получением разрешения за 45 дней, когда купили билеты туда, это ни к чему не обязывает, даже если бы не пошли. Впредь будем умнее.
Заезжали от Кузнечного до пос. Тоунан на такси, поскольку для не питерцев это наиболее быстрый вариант заброски, не связанный с редко, и не удобно ходящей электричкой Кузнечное - Сортавала или поездом Санкт-Петербург - Костомукша. Дальше планировали по грунтовкам дойти до бывшей финской ГЭС, которая находится в 5,5 км от границы и вроде как не должна входить в 5-км зону. А дальше попытаться дойти к верхним порогам. Примерно в 1 км ниже пересечения контрольно-следовой полосы и колючей проволоки на реке начинается цепочка несложных порогов, среди которых выделяется слив 0,5 метра со скальной плиты поперёк всего русла. Замыкает непрерывную цепочку препятствий пресловутый "водопад". На самом деле это короткий порог с перепадом около 1-1,5 м на месте разрушенной плотины или моста. Ниже тянется разлив, чувствуется подпор следующего препятствия, наиболее мощного на всём маршруте - плотины старой ГЭС. Перепад высоты в плотине около 2 м, обнос возможен по любому берегу. За плотиной бурная шивера 300 м, на левом берегу развалины финской ГЭС, где можно вволю налазиться по катакомбам.
Максимальное наказание, которое нам грозило бы за пребывание без разрешения в 5-км погранзоне это штраф 1000 р.
Перед въездом в поселок находится шлагбаум пограничников, но по случаю выходных никого на нем не было. Да оно и не нужно. Местные жители лучшие друзья пограничников. Прошло минут 15, как мы приехали и вылезли на окраине поселка, как к нам сначала подошла с расспросами женщина, потом двое мужчин, а следом приехал и прапорщик. Проверив паспорта и переписав данные, он нас начал уверять, что бывшая ГЭС находится в 5-км погранзоне, а то, что от нее до границы больше километров это нормально, 5 км это примерно, местами бывает и больше, что мы туда не дойдем, заблудимся, и в результате и у нас, и у него будут проблемы. Одним словом, создалось впечатление, что если мы пойдем к ГЭС, то прапорщику придется контролировать нас, чтобы мы не ушли дальше, т. е. сопровождать или чего хуже подвозить, а поскольку на законных основаниях он нам не может запретить этого делать, то вот и уговаривает туда не ходить. Как вариант он нам предложил сплавляться от поселка (там до реки 2 км) и даже подвести до берега. Поскольку нам стало понятно, что выше ГЭС прорваться не удастся, а от ГЭС до поселка никаких порогов нет, то мы поддались на его уговоры.

Стапель на окраине пос. Тоунан

Далее (после ГЭС) следует очень длинный участок без препятствий, до самой Хиитолы ровная вода, но с заметной скоростью течения. Встречаются завалы, но их количество не катастрофическое. Ширина реки в среднем 15 м. Берега высокие, местами крутые, но без выходов скал; в первой половине пути преобладает еловая тайга, затем сменяющаяся лугами и лиственным лесом. Ближе к Хиитоле к руслу подходят поля.
У нас ширина реки была метров 20, возможно, сказывалась довольно высокая вода, некоторые деревья были значительно подтоплены. Луговины и поля ближе к Хийтоле есть, но вдоль берегов все равно растут кусты и деревца, да и лес скорее смешанный, а не лиственный - к елкам начинают еще примешиваться и сосны.
Все завалы (порядка 8-9 обносных и 4-5 перелазов) находятся до Хийтолы и образованы, в основном, забившими на несколько десятков метров в длину реки елками.
Скорость течения весьма приличная, т. ч. быстроходные суда не нужны.
На первую ночевку встали примерно там, где луга и поля начинают сменять леса. За 1,5 ч чисто ходового времени не торопясь прошли 9 км.








В 2-х км перед Хиитолой деревянный мост, затем в посёлке высокий ж/д мост (под ним перекат 100 м) и через 500 м автомобильный мост на Сортавальском шоссе. Отсюда до ж/д станции Хиитола примерно 500 м.
У нас перекат под ж/д мостом был совсем короткий, метров 50.

Через 1,5 км течение резко убыстряется, за перекатом (200 м) на зигзагообразном повороте разрушенная плотина с перепадом около 1 м. Осмотр или обнос левым берегом. Плотина преодолевается по центру или ближе к левому берегу. На правом берегу несколько домов. Отсюда около 1 км до станции Хиитола.
… начинается заметное ускорение течения, быстроток с валами. Основная протока левая. Глубина - половина лопасти весла, кое-где камни. За правым поворотом - чалка к левому берегу перед опорами разрушенной плотины. По нашей воде слив с плотины вполне проходим. Слив ровный по бетону, двухступенчатый. Первая ступень меньше метра пологая, вторая отвесная также меньше метра, за ней ровная и глубокая мелко пенная бочка котлообразной структуры.
За сливом - мелкий быстроток, разделённый крохотным островком. Слева - удобная чалка сразу после слива, также есть чалка к песчаному пляжу на левом берегу после быстротока.
По правому берегу к плотине подходит дорога из Хийтолы.

Перекат-шиверка есть, по нашей воде веслом дно не доставали, никаких камней не было.


Зачалились после шиверки в начале правого поворота на правый берег и пошли осматривать плотину. Чалка к левому берегу затруднена - вначале крутой высокий берег, а ближе к самой плотине слишком высокая скорость течения, очень рискованно. Мы находимся на острове, образованным основным левым руслом и искусственным водоотводным каналом к зданию бывшей ГЭС. Основной слив двухступенчатый, находится на небольшом левом повороте, общая высота не менее 1,5 м, за ним мощный котел. Проходить слив у нас нет никакого желания.

Для обноса перетаскиваем лодки в водоотводной канал, проходим по нему метров 25-30 и чалимся к правому берегу. Основная масса воды из этого канала в его левой части уходит под здание бывшей ГЭС, а в правой части упирается в глухую стенку, перед началом которой и можно зачалиться.


Далее по тропинке перетаскиваемся в большой песчаный улов. За поросшим соснами холмиком виднеются несколько домов, от которых подходит дорога. Пока обносились и перекусывали, на мопеде подъехал местный житель (то ли очередной друг пограничников, то ли действительно проверял отремонтированную цепь). Поговорили про жизнь, рыбалку, наши лодки и пр. С его слов раньше здесь была ГЭС и мельница, вода сейчас достаточно высокая и скоро на нерест пойдет ладожский лосось.


Ниже плотины ровное течение, затем река расширяется и переходит в озеро Вейяланъярви протяжённостью 3 км. Вытекающая из него река уже носит название Асиланйоки. От озера близко до станций Куликово и Куликово-2 ("Переезд"). По берегам лес чередуется с лугами и полями, появляются выходы скал.
Перед оз. Вейяланъярви находится небольшое, заросшее камышом оз. Валтоланъярви.
На левом берегу находятся развалины, по всей видимости, кирхи.

Уровень воды в озере высокий, для выхода на берег пришлось проплыть через затопленный лес.

По правому берегу озера проходит дорога, иногда слышны проезжающие машины, видны несколько строений. Есть ли выходы скал по правому берегу не видели, а вот по левому имеются. Решаем, что от добра добра не ищут, мы никуда не торопимся и решаем встать на ночевку немного пораньше, зато в красивом месте над скалами. За далеко не целый день прошли 17,5 км.




Протяжённость Асиланйоки 4 км, перепад уровней 8 м. Почти на всём протяжении левый берег луговой, а правый - лесистый. Через 1 км деревянный мост на старом Хиитольском шоссе, ныне заброшенном. Течение спокойное, ширина реки 15 м. На некотором отдалении от русла по берегам - гранитные скалы, слева сосновый бор. В 2,5 км ниже деревянного моста течение резко убыстряется. Слева несколько домов дальней части пос. Берёзово. Необходимо пристать и произвести разведку порога, на 400-метровом протяжении которого Асиланйоки выбирает всё своё падение.
От деревянного моста осталась только кладка опоры, а рядом построен новый мост.
Ширина левого лугового берега не большая, на некотором отдалении находится лес.
Ширина реки ближе к 25 м.

На левом берегу виден белый коттедж с красной крышей - это ориентир начала порога «Асиланский». Необходимо зачалиться к правому берегу перед началом заходной шиверы на правом повороте реки для осмотра шиверы и основного слива порога.
Слева тропа осмотра была бы короче, но там подходят дома, не пройти. По правому берегу приходится залезать на высокий косогор, обходить распадок ручья на левом повороте. Осмотр заканчивается на мосту, с которого прекрасно видно ключевое место порога - пологий слив с очень большой скорости струи, заканчивающийся навалом на остатки мельницы в узости под мостом. В самой заходной шивере струя получает заметный разгон, ближе к левому повороту есть навал на камень у левого берега, на повороте приходится вписываться в воротца. За мостом можно зачалиться как к левому, так и к правому берегу. Лучше чалиться влево, оттуда удобнее стартовать в мелководную выходную шиверу. В шивере - остров, основная протока левая. Перепад в пороге 8 м.

Вначале 200 м разгонной шиверы с серией невысоких сливов. В русле большие камни. Затем река делает резкий, более 90 градусов, поворот влево, у правого берега большое улово, где можно зачалиться. Русло сужается до 7-8 м, на правом берегу скала, на левом - остатки финской мельницы. Впереди - деревянный мост, с которого прекрасно видна динамика струи. Между скалой и каменной стеной мельницы серия сливов с общим падением не менее 2 м. При прохождении надо держаться правее центра, уходя от прижима. За мостом река резко расширяется, порог переходит в шиверу с заметным на глаз падением. Длина шиверы 200 м, в большую воду русло делится на несколько рукавов. При низком уровне воды шивера труднопреодолима из-за большого количества камней. Обнос возможен вдоль левого берега по грунтовой дороге.
Для просмотра зачалились к левому берегу, поднялись на несколько метров вверх на террасу, и пошли по заброшенной грунтовке вдоль берега реки. Непосредственно по самому берегу не пройти из-за кустарника. Примерно посередине заходной шиверы под левым берегом лежит огромный булыган, а справа от него несколько валов под 1 м высотой. Уклон реки хорошо виден на глаз. Затем река делает левый поворот градусов на 100 и просматривать дальше надо уже с моста, т. к. с берега за кустами ничего не видно.

Заходная шивера, вид с дороги

Заходная шивера, вид от моста

Вскоре дорога оказалась перепахана под огород, но мы нагло (также, как нагло была уничтожена дорога) пошли вперед, поскольку никаких заборов нет, за исключением одной нити колючей проволоки на 70-80 см высоте. Вышли на проезжую дорогу рядом с мостом, с которого виден основной слив порога и выходную шиверу. На левом повороте справа огромный улов, если в него не заходить, то требуется очень аккуратно повернуть, чтоб не положило. Прижима в сливе не ощутили, проносит со свистом, только подруливай, чтоб не поставило лагом косыми валами. Зачалиться после моста не реально из-за огромной скорости течения. В выходной шивере течение само сносит в левую протоку. Проходить ее надо немного левее центра, поскольку под правым берегом на уровне воды лежит бревно.


Левый поворот и основной слив, вид со скалы правого берега


Основной слив


Основной слив и выходная шивера, вид с моста

За шиверой плёс, короткая протока и выход в Ладожское озеро.

Плес после порога

Выйдя в озеро, повернули налево в залив Расинселькя. Обогнули его почти по периметру по часовой стрелке. По берегам и островам многочисленные стоянки, но сейчас заняты из них только порядка 10 % - стоят отдыхающие и рыбаки. Также народ ловит рыбу и с лодок. Временами на большой скорости пролетает большая моторка с большим подвесным мотором, внутри полицейский и двое в камуфляже. Периодически выходим погулять на свободные стоянки.





Далее заходим в залив Уласканселькя, ночуем на маленьком островке недалеко от берега, вдали от проносящихся моторок. За день неспешной гребли прошли 19 км.
С утра кратчайшим путем идем в сторону Кузнечного.






Форелевая ферма

Антистапелимся около заброшенного пирса и пешком сначала по грунтовкам, затем по асфальту выходим к ст. Кузнечное.
За полдня пройдено 8,5 км по воде и 5 км пешком.


Оригиналы отчета и фотографий находятся на http://my-tour.ru/2016/20160430-ladoga/index.htm.
Фотографии В начало ^ my-tour.ru