Фотографии В начало ^ my-tour.ru

«Мутная» Съежа

24 – 29.07.17 г.


Разработка маршрута и руководитель группы Сергей Медведев.

Отъезд и всё что ему предшествовало.
Выехали из Москвы 24.07.2017 в 6.45 утра на Фиате «Дукато» впятером: Сергей с Машей, я, Вараздат и Роман. Водитель Олег приехал около 6 утра и дремал в машине у нашего дома. С ним договаривался Сергей, а когда понял, что сам задерживается, позвонил мне и прислал СМС-кой номер телефона Олега. Я позвонил Олегу и, выяснив, что он уже здесь, мы с Романом стали таскать вещи к лифту. Выйдя из подъезда, мы увидели подъехавшего Варо и машину Сергея. Поставив машину Сергея на свободное место на стоянке у дома и, быстро загрузив рюкзаки и упаковки в грузовой отсек Фиата, мы поехали.
Первоначально вариант заброски на Съежу был другой: ночным поездом до Вышнего Волочка, а оттуда машиной до Удомли. Но с билетами на поезд был какой-то напряг, да и выспаться, при таком варианте заброски нечего было и думать. Когда же стало понятно, что это вариант не на много дешевле заброски на машине, тогда Сергей через интернет нашёл водителя, который за 10000 рублей согласился довести нас от дома до места (около 400 км).
Маршрут по Съеже родился не случайно. Лет 20 тому назад по Съеже – Увери – Мсте прошёл со своими друзьями Саша Салтырев (Борода). Паша Шишкин тогда тоже был с ними и, по его словам, большей глуши ему тогда не приходилось видеть. Они оба, в разное время, и посоветовали сходить на недельку на Съежу. Речка лесная, довольно чистая в смысле завалов, узкая (местами 10-12 метров), но глубокая. К тому же, если захочется, то можно продолжить маршрут по Опеченским порогам на Мсте.
Еще подогревало интерес к этой реке почти полное отсутствие информации о ней в интернете, в туристическом плане. Мне не удалось найти не одного описания маршрута по Съеже. Может я не там искал. Накопать удалось всё, что угодно: исторический экскурс местного краеведа об истории Съежи и самого её названия, геологическое исследование района Съежи, шум поднятый экологами по поводу парогазового выброса на Калининской АЭС случившегося в 2008 году, но ни одного описания реки с точки зрения туриста водника.
Ещё один момент: километраж Съежи. В какой-то статейке обозначилась цифра: 48 километров. Не поверил сразу. Из Википедии получалось 104 км. Открыл генштабовскую километровку: меандрирование реки превосходит всё виденное ранее, даже Воложбу, что под Тихвином. По словам Паши Шишкина, они дошли до Увери за три дня (!?)…. Значит река больше сотни километров.
По дороге туда выяснилось, что наш водитель Олег может забрать нас из района Боровичей на Мсте 28 или 29 июля. 30 июля (в воскресение) ему надо ехать во Владимирскую область, так что на это время нам придётся искать другую машину.
Дорога до Удомли нормальная. Только в Вышнем Волочке, после поворота с Ленинградки и до выезда из города, дорога, как после бомбёжки. Местами даже асфальт отсутствует, как класс, зато присутствует огромное количество ям и ухабов. Очевидно, администрация города совсем обнаглела.
В Удомле мы изрядно повеселились. Проехав вдоль всей Удомли, и под забором Калининской АЭС, и по мосту над протокой соединяющей озеро Песьво и озеро Удомля, мы ждали, когда же появится мост через Съежу. И вот он мост: въезд на него свободный, а за перилами моста и выше и ниже по реке берега огорожены высоким забором из колючей проволоки чуть ли не в три ряда. Слева из-под моста с шумом вырывается поток воды. Въехав на мост и узрев это могучее ограждение из колючки, Олег воскликнул: «Ребята, а куда вы вообще едите-то?» Оказалось, что это не мост, а плотина, которая поддерживает уровень озера Удомля, которое в свою очередь является резервуаром-охладителем для Калининской АЭС и естественно, она хорошо охраняется.
После моста-плотины дорога явно стала отходить в сторону от реки. В нескольких сотнях метров появились первые дома деревни. Мы спросили у женщины, идущей по обочине, как нам выехать на берег реки. Она объяснила, что через 200 метров асфальта есть cъезд с дороги налево, на просёлок ведущий в лес. Свернув на просёлок, идущий по лесу, и благополучно миновав пару низин с лужами, мы выехали на высокий берег реки, поросший сосновым лесом. На юге, за рекой, на расстоянии около 3 км возвышалась градирня АЭС. Место для стоянки, а тем более для стапеля, просто изумительное: одна большая и несколько небольших полянок, встречается спелая земляника, пологий спуск к реке. Место явно посещаемое. Правда между сосен обнаружилась куча мусора, оставленного отдыхающими.


Прибыли мы на место стапеля примерно в 11.30. Расплатились с водителем, и, договорившись позвонить ему заранее на счёт обратной дороги, мы развели костер между соснами и стали готовить обед. Попутно стали собирать и накачивать лодки. Мы с Романом решили идти на Таймене (с «Тритоновской» шкурой), используя его как грузовую баржу. Варо пошёл на «Северянке 32», а Сергей с Машей – на «Ватерфлае» (3.75).
Погода была тёплая, но не жаркая. Солнце периодически пряталось за облаками. Примерно в 14.15 мы отчалили.
На всякий случай, все, кроме Варо, надели на себя низ неопрена: штаны с носками. Как потом оказалось, Варо вообще не взял с собой неопрен, из принципа: порогов нет, а от дождя как-нибудь поможет дождевик. В ещё сухом неопрене было жарко, и я сразу залез в воду, что намокнуть. В какой-то статье писали, что из-за того, что берега Съежи сложены песком с примесью глины (супесь?), вода в ней всегда слегка мутноватая. В верховьях Съежи вода была чистая, прозрачная и довольно тёплая. Варо пошутил, что это греет АЭС.
Ширина реки колебалась от 10 до 20 метров. Течение было приличное: если даже не грести, то за час можно проплыть 2?3 км. Меандрировала река очень сильно. У берегов и в заводях в большом количестве встречались кувшинки и лилии. С берегов, заросших высокой травой, при нашем приближении, взлетали сотни небольших темно-синих стрекоз.
Сначала берега были довольно высокими, поросшими кустарником и лесом. Прошли несколько мостов и какую-то населёнку по обоим берегам, но примерно через час, долина расширилась, и река стала виться по затопленным лугам и даже болотам. Местами встречались разбои, когда река небольшими ручьями текла среди травенистых островков. Но земли не было нигде, только трава, торчащая из воды. Потом снова появились заросшие кустарником берега, и, пройдя под мостом, река впала в озеро Островенское.


Озеро нас повеселило. Размером озеро примерно километр на километр, довольно мелководное, но с высокими западным и восточным берегами с находящимися на них деревнями. Почти посередине озера, на мелководье, окружённая водной растительностью, находилась полузатопленная веранда с крышей и двумя стенами, и даже с какими-то мягкими креслами внутри. То ли эту веранду сдуло с берега в озеро, то ли произошло ещё что-то катастрофическое, но в любом случае такого не должно было быть.
С трудом найдя выход реки из озера, среди тростника, мы двинулись дальше. Пройдя небольшой разлив, река вошла в овраг с крутыми берегами, поросшими сначала лиственным, а потом и сосновым лесом. Это было единственное место, где мы увидели довольно приличные валуны на дне реки, но вода была высокая и движению лодок они не мешали. В одном месте мы увидели тропинку, выходящую на берег, но с трудом причалив, поняли, что это звериная тропа, так как она поднималась по склону градусов 40, и над ней были нависшие ветви и даже деревья, под которыми не пройдёт никто выше сантиметров 70-ти.
Река в овраге также меандрировала, но с меньшим размахом. Течение было довольно сильное. Обнесли глухой завал из двух больших елок. Наконец берега понизились и снова появилась населёнка. Началась она довольно низким пешеходным ржавым металлическим мостиком, по центру которого была установлена платформа, с которой в воду свешивалось ржавое колесо диаметром 2 метра, как на старых американских пароходах, ходящих когда-то по Миссисипи. На оси колеса был установлен шкив, от которого шла стропа к электрогенератору, установленному на платформе. На правом берегу, за забором из сетки-рабицы виднелась пасека из нескольких ульев и огород, а выше по склону лепились несколько сарайчиков и жилой дом.


Время было около пяти часов. Всё время пока мы плыли, то выглядывало солнышко, то натягивало облачка, но не упало ни одной капли дождя. Сверившись с картой 2-х километровкой, мы поняли, что скоро будет населённый пункт Кузминское, а далее поселок Котлован. Между ними по берегам не было обозначено никакого леса. Зато после Котлована левый берег был весь зелёный. Решили, что максимум, что мы можем сегодня, это дойти до Котлована.
Через несколько поворотов мы снова подошли к населёнке на правом берегу. У парня, сидящего с удочкой на берегу, я спросил: далеко ли до Котлована? Он подумал и ответил: «По дороге недалеко, а по реке километра 3-4, а может быть и больше».
Прошли ещё несколько больших меандров и подошли к совсем низководному мостику, у которого балки были из могучего стального двутавра, а поперёк их лежали деревянные брусья, похожие на шпалы. Обнеся мост по берегу, мы решили искать стоянку, так как время уже приближалось к 19.00. По правому берегу, на бугре ещё виднелись крыши домов, но они были в отдалении от реки. На левом берегу виднелся высокий бугор заросший ельником. Река подошла к бугру на расстояние метров 100 и свернула в сторону. Между рекой и ельником были заросли кустов и лиственного леса, на вид малопроходимого. Так река закладывала свои полукилометровые меандры ещё раза три, но близко к бугру не подходила. Она как бы огибала этот лесистый бугор, при этом ещё и меандрируя.
Наконец мне показалось, что река подошла максимально близко к ельнику. Ближайшие макушки елок выглядывали из лиственного леса метрах в пятидесяти. Нырнув под нависшие ветви деревьев, мы попытались причалить к берегу. Лиственный лес на берегу оказался затопленным водой метров на 10. Весь берег под деревьями зарос травой и крапивой в рост человека. Пройдя в сторону бугра метров 30, мы наткнулись на поперечную канаву шириной около 1,5 метров. Канава была довольно глубокая и по ней текла вода, заполняя её до краёв. Канава была практически прямая и соединяла ближайшие излучины реки. Кем она была прорыта и зачем – загадка. Перепрыгнуть канаву было просто, но таскать через неё вещи, таким образом, очень неудобно. Поэтому решили сделать мостик из ближайшей сильно наклонившейся ольхи. Далее земля повышалась, переходя в склон градусов в 20.
Повернув обратно к лодкам, мы обнаружили Романа, что-то ищущего среди травы и крапивы. Оказалось, что отмахиваясь от комаров, он случайно смахнул с лица очки. Куда полетели очки, он не успел заметить. Очки были в серой пластмассовой оправе, и найти их среди густой травы было не просто, к тому же под деревьями было сумеречно. Мы все стали ползать кругами, осторожно раздвигая траву и крапиву, стараясь не наступить на очки. Наконец, минут через 10 поисков, мне удалось найти очки. Но кто-то уже на них успел наступить. Хорошо, что они не треснули, а только были изрядно погнуты. Решив, что происшествие с очками, знак свыше, мы твёрдо решили здесь остановиться на ночёвку. Времени было уже девятый час и в лесу начинало смеркаться.
Завалив с Варо, при помощи пилы, ольху и сделав из неё мостик из трёх брёвнышек (через канаву), мы стали таскать вещи на бугор. Попутно протоптали и почистили тропинку от места причала до ельника, наверху бугра. Почти на самой вершине бугра нашли небольшую полянку среди елей и зарослей черёмухи и, почистив её от поросли, поставили нашу палатку «Трамп». Сергей с Машей поставили свою палатку на соседней полянке, метрах в 10-ти от нас. Рядом с нашей палаткой, между двумя ёлками, натянули тросик и развели костёр. С дровами проблем не было – на бугре и по склонам было полно всяких сушин, и хвойных и лиственных. Такое впечатление, что на этом лесистом бугре людей не бывает годами. Ужинали уже в полной темноте около 22.00.

Второй день (25.07.17 г.)
Спал я довольно крепко. Уже утром меня разбудил звук трактора, который ездил по лугам за рекой. Там располагались покосы. Времени было около 7 утра. Первым вылез из палатки Варо. Минут через 10 выбрался из палатки и я.
Утро было солнечное. Солнышко пригревало даже сквозь кроны деревьев. Но комаров стало как будто даже больше, чем вчера. При дневном свете, оглядев окрестности, нам стало ясно, что наш лагерь стоит практически на самой вершине холма, заросшего смешанным лесом и возвышающимся над окрестностями метров на 15. Причём склон, противоположный тому, по которому мы поднимались, ещё круче (градусов 30, не меньше), и к этому склону близко подходит следующая излучина реки.
Определились вчерашние потери: Роман и Варо вечером решили принести поближе к лагерю наши лодки, и, опрокинув по дороге к лагерю наш Таймень, слили из него накопившуюся воду, вместе с пластмассовым чехлом от пилы. Утренние поиски чехла по всей тропе не дали результата.
Позавтракали манной кашей с изюмом и бутербродами с сыром, и стали собираться. Отчалили в 12-том часу.
В этот день погода явно начала меняться. Западный ветер гнал по небу небольшие облака, а иногда облака уплотнялись и надолго закрывали солнце, но даже и без солнца было тепло и плыли мы в одних футболках.
Пройдя несколько больших меандров и мост, через 1,5 часа после старта мы подошли к какому-то довольно большому населённому пункту на правом берегу. У многих домов, стоящих на берегу, были веранды и помосты с креслами, лужайки у воды были аккуратно выкошены. Да и дома тоже были не похожи на деревенские, а больше на дачи или коттеджи. На берегу были построены причальные мостки, с ведущими к ним от домов лестницами с перилами. Чувствовалось, что здесь много дачников. На одном из мостков увидели пожилую женщину. Поздоровались. Она спросила: «А у вас рыбки нет»? Ответили, что нет. Этот вопрос тоже говорил о том, что все эти люди не местные, то есть дачники. Местные сами бы наловили рыбы если надо. На наш вопрос: «А как называется деревня?», она ответила: «Котлован».
Вот так! Вчера мы плыли два часа и сегодня полтора, то есть прошли не меньше 15 км по реке. По карте от Кузьминского до Котлована чуть более 2-х км. Вот это меандрирование! А ещё пишут, что коэффициент меандрирования редко превышает 3.
После Котлована рекам Съежа стала петлять поменьше. Проплыв мост и пару каких то населёнок, на правом берегу, мы решили определиться, где находимся. Сергей включил навигатор в своем телефоне и получил точку на карте. Оказалось, что перед мостом слева впадала протока из озера Устьим (мы её так и не заметили), справа после моста была видна деревня Черед, а потом деревня Старое Комарно. Сейчас мы должны были проплыть деревню Новое Комарно (нежил.), а дальше километров на 15 тянутся сплошные леса.
В начале третьего часа мы решили встать на обед. Встали на левом берегу. Берег довольно высокий и крутой, но по его краю растут большие ели и сосны, а дальше начинается березняк. На полянке, среди папортника, под большой сосной развели костер и стали готовить обед. Я и Роман искупались. Вода была теплая и чистая. Когда я спустился с крутого берега к реке, за водой, то, прямо от моих ног, из травы у берега стрельнула небольшая щучка, а в другом месте видел стайку мелочи.


Около 16.00 встали на воду. Река петляла по лесу. Встречались сосновые боры. «Просочились» через несколько завалов. Прошли мост и деревню Филипково на левом берегу. В седьмом часу подошли к могучему завалу из двух елок, упавших с левого берега. У правого берега под стволом первой по счёту ели пропилили дыру среди веток и протащили Таймень. Под второй елью проплыли хитрым зигзагом.
Пока Сергей с Машей протаскивали свой Ватерфлай, мы с Романом пристали к левому берегу, в 30 метрах после завала, и поднялись на достаточно крутой 3-х метровый берег. Склон берега был довольно чистым. На нём росли только отдельные крупные ели и папортник. На верху склона тоже росли крупные ели, а по краю берег зарос мелким ельником. В 25 метрах от склона вдоль берега шла лесная просёлочная дорога. Дорога уже не езженная не один год. За дорогой рос сосновый бор с черничником, местами с уже спелой черникой.
Время было 18.30, и я предложил встать здесь на ночёвку. После небольших дебатов все согласились.

Между берегом и лесной дорогой стояло несколько крупных гнилых стволов елей, уже без макушек. Две, самые опасные из них, мы завалили. Почистили тропу до берега через мелкий ельник. Натянули тросик и развели костёр. Свою палатку мы поставили прямо на дороге. Сергей с Машей поставили палатку за дорогой. Пока ставили лагерь, каждый собрал и съел по несколько горстей черники. Пока готовился ужин, мы все по очереди искупались. Вода была довольно теплая. Сергей пытался ловить рыбу на спиннинг, но после нескольких забросов зацепил блесну за корягу. Решили отцеплять утром. Пока возились вокруг костра, нахальная белка чуть не забежала к нам в палатку.


Поужинали при свете заходящего среди сосен солнца. За ужином решили, на всякий случай, поставить рядом с костром тент. Спать улеглись в одиннадцатом часу.

Третий день (26.07.17 г.)
Я проснулся от раската грома и шума сильного ливня по тенту палатки. Через несколько минут ливень превратился в обычный дождь. На улице было уже светло. На часах было начало шестого часа. Окончательно проснулся в начале восьмого. Рядом ворочался Варо, потом встал, оделся и вышел из палатки. Через полчаса и я тоже встал. Дождь волнами шумел по тенту палатки, то сильнее, то тише. Хорошо, что вечером мы поставили тент у костра. С трудом нам удалось развести костёр под дождём. Все вылезли и палаток около 9.00. У Сергея и Маши протекла палатка по швам.
Пока готовили завтрак, Роман рассказал, что проснувшись во втором часу ночи, слышал какой-то звук, похожий на громкий возглас, а потом сильный всплеск на реке. Эти звуки донеслись издалека, и ниже по реке.
Позавтракали около 10.30. Долго не могли решиться на то, чтобы встать на воду. В конце концов, решились, и примерно в 11.30 начали сборы. Натянули на себя мокрый неопрен (он всю ночь сушился на верёвочке и хорошо прополоскался под дождём) и начали паковать вещи. Последним делом сняли тент. На воду встали около часа дня. Решили идти без обеда (с перекусом). Дождь шёл волнами: то сильнее, то просто моросил.
Зацепленную Сергеем блесну так и не смогли отцепить. Пришлось её оторвать.
Сергей и Маша одели весь неопрен (и куртки тоже). Роман и я одели тритоновские мембранные куртки салатового цвета и выглядели как братья-близнецы: два очкарика в одинаковых куртках и кепках. Варо же просто одел свой старенький дождевик. Гребли под дождём, с несколькими техническими остановками до 18 часов. Прошли несколько мостов (некоторые разрушены), несколько завалов.
К 18.00 мы начали просто «дубеть» от такой погоды, поэтому стали искать стоянку. Это оказалось не так просто. Выбранный с воды бережок оказывался непригодным для стоянки по разным причинам: то непролазные дебри, то трава в рост человека, то овраги-буераки, а то и болото. Если верить нашей 2-х километровой карте, то ближе к деревне Крапивно (на левом берегу), лес от берега отступал и ночевать под дождём в кустах очень не хотелось Наконец, на правом берегу увидели полянку и нормальный подход к воде. Пристали и обнаружили, что на поляне есть кострище и куча мусора, оставшиеся рыбаков, а по дальнему краю поляны, у самого леса, проходит накатанная грунтовка со свежими следами автомобилей. Это мне очень не понравилось.
Зато на левом берегу стеной стоял ельник. Метров на 50 выше по течению нашёлся удобный для причаливания бережок: на уровне воды была ступенька шириной около метра и метров 10 длины, а сам берег уступами поднимался метра на 2 над водой. По краю берега росли кусты с нависающими над водой ветвями. На берегу стояли елки, группами и по отдельности, и между ними находились небольшие полянки. Склон берега и полянки заросли травой по грудь. Далее, вглубь берега, рос сплошной ельник. Прогулявшись в ельник, я нашёл, в 50-60 метрах от берега, шикарное место для лагеря.
Утоптали траву, обломали ветви кустов, обрубили нижние ветви ближних к берегу елей, расчистив проход в ельник, вытащили лодки и сложили их на полянке между елями, так чтобы их не было видно с другого берега. Все вещи перетащили в лагерь. Пока этим занимались, хорошо согрелись. Да и дождь, к этому времени, практически перестал. Натянули тент и развели костёр. На часах было 20.30.
Чтобы безопасно поставить палатки, пришлось завалить гнилую берёзу без макушки. Поставили палатки. Палатку Сергея и Маши поверх тента накрыли большим куском полиэтилена, который захватил с собой Роман. Уже в темноте поужинали. Под ужин хорошо пошла селёдочка в винном соусе. До ночи дождь шёл зарядами: 5 минут идёт небольшой дождик – 10 минут моросит. Но с деревьев по тенту и палаткам, с каждым порывом ветра, стучал ливень из крупных капель.
К 10 часам вечера я почувствовал жуткую усталость. Видимо сказалась почти непрерывная 7-ми часовая гребля. Да и остальные тоже выглядели изрядно усталыми. В начале 11-го вечера все улеглись спать.

Четвёртый день (27.07.17 г.)
Проснулись около 7 часов утра. Первым на улицу из палатки выбрался я. Дождя не было, только с деревьев иногда падали редкие капли. С вечера мы не помыли посуду и кан, и я пошёл на реку за водой. Каково же было моё удивление, когда я увидел реку. Вода в ней была цвета жидкого какао: коричнево-серого. И самое главное: уровень воды поднялся на метр, затопив и ступеньку, к которой мы причаливали, и даже частично кусты, растущие по берегам. Очевидно, вся вода, вылившаяся на землю вчера, только сегодня оказалась в реке. Обут я был в коротенькие сапоги, и лезть по крутому склону к воде было как-то стрёмно, да и цвет воды аппетита не вызывал. Поэтому я вернулся в лагерь и в 20 метрах за нашей палаткой набрал чистой воды из болотца. Проснувшиеся, к этому времени, Сергей и Варо развели костер. У Сергея с Машей палатка со вчерашнего утра была изрядно мокрая и, как только Маша выбралась из палатки, и выгрузили все вещи, Сергей при помощи верёвки подвесил пустую палатку над землёй для просушки.


Позавтракали около 10.00 и в начале 12-го часа встали на воду. Решили идти без обеда (с перекусом), так как расстояние до реки Уверь было, даже по карте, больше, чем мы прошли вчера. А ещё и меня были серьёзные подозрения, что найти стоянку в низовьях Сьежи, при такой высокой воде, будет просто невозможно. Так что нашей целью на сегодня была река Уверь, а лучше даже стрелка Увери и Мсты (это ещё 16 км).
Течение в реке было приличное и нам казалось, что сегодня наша скорость будет даже больше, чем вчера. Дождя не была, хотя и солнце тоже не показывалось. Примерно через час на левом берегу показалось два или три дома. Вид у них был печальный и, похоже, даже нежилой. Стёкла местами треснутые, вокруг заросли травы. К домам подходили столбы с проводами, но пешеходный мостик через реку был полуразрушен. По карте на этом месте обозначена деревня Крапивно.
Кстати, о пешеходных мостах на реке Съеже. Каждый второй мост через реку Съежу пешеходный, и имеет оригинальную конструкцию. Мне, по крайней мере, раньше не доводилось видеть таких мостов. Почти все они имеют металлическую опору из уголков или «П»-образных профилей, расположенную посередине реки. Эта опора часто имеет форму латинской буквы «V» с перемычками для жесткости. Балки таких мостов чаще всего деревянные, из бревен. Пара-тройка бревен перекинута с берега на опору и пара-тройка с опоры на другой берег. Настил сделан из досок, прибитых к бревнам поперёк. Береговые опоры (на которых лежат балки) тоже металлические, а есть и из бетона. У некоторых мостов есть перила (тоже деревянные), у некоторых перила есть только с одной стороны, а есть мосты и вовсе без перил. Высота настила над водой (в нашу воду) 2-2,5 метра. Ширина метра полтора, редко больше. Длина такого моста с берега на берег метров 20, а то и больше. Так что переходить реку по такому мостику (без перил), занятие для не слабонервных людей.
Река закладывала меандры даже ещё больше, чем в предыдущие дни. Поворот и река идёт от 100 до 500 метров, почти по прямой линии, до следующего поворота на 180 градусов. На внешнем берегу реки (на повороте) растёт сосновый лес. Но пристать в этом месте не получается из-за крутизны берега.


На прямых участках реки (между поворотами) часто берега сплошь зарастают каким-то кустарником (так что даже невозможно пристать к берегу). Часто этот кустарник обвит какими-то вьющимися растениями с розоватыми цветами.


После деревни Крапивно на берегах реки не было ни одного следа пребывания человека. Ни рыбацких стоянок по берегам, ни палок и рогаток в воде для установки жерлиц. Где бы нам ни приходилось выходить на берег, нигде не встречалось ни тропинки, ни заброшенной и заросшей просёлочной дороги. Зато появилось довольно много разной живности: уток и даже серых гусей. По берегам встречалось множество бобровых тропок. Пару раз слышали громкие всплески бобров.
Периодически попадались упавшие в воду деревья. Но глухих завалов не встречалось. Все эти препятствия или проплывались, или протаскивались
Мы с Романом вырвались довольно далеко вперёд. Около 14.00 мы решили сделать перекус. Прошли несколько поворотов, пытаясь найти место для перекуса. Но удалось нам это не сразу. По какому-то непонятному закону физики крутыми были не только внешние берега на поворотах, но и внутренние тоже. Наконец нашли подходящее место и вскарабкались на внутренний бережок на повороте. На мысу стояли отдельные сосны, ели и берёзы. Так как солнца не было, то, во влажном неопрене, было как-то неуютно, и я решил развести костерок. Это оказалось не так просто. Весь валежник был мокрым, хоть выжимай. Пришлось наломать сухих веток с сосен и елей и из них развести костер.
Варо приплыл минут через 5 после нас, а Маша с Сергеем ещё минут на 10 позже. Перекусили и приняли для тепла. Около 15.00 отчалили.


Примерно через полтора часа хода характер берегов стал меняться. Сосновые и еловые леса полностью сменились лиственными лесами. Высота берегов над водой редко где превышала 1 метр.


Ветви деревьев нависали над водой. На берегу под деревьями почти не росла трава, зато хорошо просматривались какие-то ямы заполненные водой и старицы, заросшие осокой. Крупные деревья росли какими-то группами, очевидно на самых не затапливаемых местах. Эти группы деревьев росли в основном ближе к берегу. Дальше от берега высота деревьев уменьшалась, зато они росли гуще. Вид такого леса мне напоминал, если уж не мангровые заросли Южной Америки, то уж заболоченные леса Флориды, точно. Найти на таких берегах место для стоянки практически невозможно. Комары кусались прямо на реке.
Ещё через полтора часа гребли берега превратились в откровенные болота, заросшие по берегу кустами, а дальше тростником. Река продолжала закладывать меандры. Ширина реки (между кустами) была всего 10-12 метров, зато глубина была больше 2-х метров.


Периодически, при нашем приближении, в кустах слышались громкие всплески бобров. Очень хотелось узнать, далеко ли до Увери. Но Сергей с Машей безнадёжно отстали (навигатор был у них), а ждать их просто так смысла не было. На часах было уже около 19.00. Через прогалы в кустах по берегам просматривались вершины крупных деревьев на расстоянии 500-700 метров от реки. Очевидно, там находился сухой высокий берег, возвышавшийся над поймой.
Ещё через полчаса гребли, мы увидели протоку, вливающуюся в реку справа. Приблизившись к протоке, мы очень удивились увиденному: течение реки поворачивало в протоку под прямым углом, а нам на встречу, из продолжения Съежи, тоже шло приличное течение, и тоже поворачивало в протоку.
Я скомандовал Роману: идём прямо. Роман с недоумением возразил: вообще-то мы должны плыть по течению! Я объяснил, что протока ведёт в большое, заболоченное озеро Болонье. При сильных паводках (как сейчас), вода из Съежи и Увери начинает заполнять озеро, пока уровни воды не сравняются. Поэтому Съежа на этом участке на время как бы поворачивает вспять. От протоки до Увери 250-300 метров.
Встречное течение было не очень сильным и мы быстро догребли до впадения Съежи в Уверь. Ширина Увери около 50 метров. Вода в Увери была ещё грязнее, чем в Съеже. По мутной воде плыла трава, ветки и всякий мусор. Поскольку ждать наших ребят на воде при таком течении было проблематично, то мы переплыли Уверь и высадились на противоположный берег, заросшей травой почти в рост человека. На нас тут же накинулись комары. Утоптав в месте высадки траву, мы стали ждать наших ребят, перекусывая сушками, карамельками, изюмом – всем, что сохранилось в карманах от перекуса.
Минут через 15 послышались голоса. Я крикнул, как мог громко. Через несколько минут из Съежи появились Сергей и Маша. Когда они подплыли к нам, мы спросили, а где же Варо? Сергей пояснил, что Варо у протоки замешкался, не понимая, что делать в этой ситуации. Через несколько минут приплыл и Варо.
Поскольку время приближалось к 20.00, решили срочно искать стоянку. Пока мы совещались, снизу по Увери к нам приблизилась моторка и свернула в Съежу. В моторке находился один мужик, одетый как одеваются рыбаки. Судя по звуку мотора, лодка пошла в протоку к озеру Болонье.
Двинулись вниз по течению Увери, держась левого берега. Берега были низкие, заросшие в основном кустарником. Проплыли деревню Болонье, на правом берегу. Места подходящего для стоянки нигде не было видно. После Болонье на левом берегу показалась деревня Дубье, но в отдалении от берега. Сразу после Дубье на берегу показался лесок, Березняк и осинник с торчащими из него редкими елями. Метрах в трёхстах от начала лесочка мы попытались причалить к берегу. Берег был довольно высокий, больше 2-х метров, и довольно крутой (градусов 45). Склон зарос кустарником и ольшняком. В одном месте, на самом краю берега росла крупная ель, и на берегу был прогал в береговых зарослях. По краю берега шёл небольшой (очевидно когда-то намытый течением) вал высотой около метра. На нём и росла ель. Сразу за валом земля понижалась, метров через 30-40 переходя в заболоченную низину, заросшую осинником. Нашлось несколько маленьких полянок пригодных для палаток, тента и костра.
В 21.00 уже горел костёр, и ставились палатки. Лодки с берега мы сразу убрали. Едва успели поставить тент, как стал моросить дождь. Ближе к 22.00 приготовили ужин. Ужинали под тентом. Дождь моросил лениво. Устал я очень сильно. Гребля в течение 8 часов выматывает. За ужином я даже отказался от клюковки, так хотелось поскорее занять горизонтальное положение в спальнике. Примерно в 22.30 я отключился.

Пятый день (28.07.17 г.)
Утро настало солнечное и тихое. Солнце пробивалось сквозь листву, и бледные солнечные пятна гуляли по тенту палатки.


В начале восьмого часа я выбрался из палатки. Вчерашняя усталость сказывалась очень заметно. Все окончательно проснулись и выбрались на свет божий только к 8.00. Стали готовить завтрак и развесили для просушки влажные вещи.
С утра меня мучил один вопрос: что нам делать сегодня. Сегодня пятница, 28 июля, пятый день похода. Сегодня и завтра Олег может за нами приехать и отвести в Москву. В воскресенье нам придётся добираться до дома самим. До Мсты около часа ходу. По Мсте, до Опечинского Посада, где начинаются пороги, 35 км. К вечеру мы будем у Опеченского Посада (скорее всего, остановимся на ночёвку не доходя Жадин), но проходить пороги придётся завтра. То есть, если мы всё нормально проходим, то во второй половине дня мы будем в Боровичах. Получается, что в субботу Олег может нас забрать из Боровичей, и ночью мы будем в Москве.
Но мы уже сильно устали, и если пойдём до Жадин, устанем ещё больше. А потом нам надо проходить пороги, которых четверо из пятерых участников похода в глаза не видели. А вода сейчас высокая и сложность и мощь порогов как весной. Спасжилеты у нас есть, но на Таймене нет фартука, а без него мы будем черпать воду на валах и отливаться каждые 15 минут. То есть придётся многократно причаливать к берегу на порогах, а чалка на такой высокой воде тоже риск. Вероятность пройти пороги безаварийно, в таком случае, около 50%. Но самое главное, вероятность вовремя (достаточно рано) оказаться в Боровичах, тоже не велика. То есть наш отъезд на машине в Москву в субботу под большим вопросом.
В конце концов, все эти размышления привели меня к выводу, что сегодня не надо никуда плыть, а надо вызывать машину и ждать её там, где Олегу будет удобно нас забрать, а пороги на Мсте мы можем пройти и в другой раз.
Позавтракали мы около 10.00 и стали собираться. На воде мы были в двенадцатом часу. Через 15 минут гребли ещё раз убедились в незыблемости туристической истины: «Хорошая стоянка находится в 200-ах метрах от той хреновой, на которой ты ночевал». По левому берегу показался залив. Левый берег залива зарос таким же лесом, как и тот, в котором мы ночевали. Зато правый берег зарос сосновым бором, и на переднем плане была видна стоянка с пологим берегом и полянкой среди сосен. На нашей карте 2-х километровке здесь был обозначен остров на реке, но при попытке обогнуть остров слева, стало ясно, что теперь это уже полуостров.
После этой шикарной стоянки в сосняке мы обогнули этот остров, теперь уже ставший полуостровом, и прошли под древним мостом на кирпично-каменных опорах (по нему шла дорога из Дубье в Перелучи на правом берегу).
Далее мы прошли посёлок Перелучи (довольно крупный населённый пункт для этой местности). В Перелучах есть новенький висячий пешеходный мост.
Наконец показался железобетонный мост в устье Увери. От него до слияния Увери и Мсты метров 200-250. Тут нам надо чётко определиться: идем дальше по Мсте или останавливаемся здесь? Причалили на правом берегу, прямо под мостом. Посовещались. Перешли с Машей по мосту на левый берег, спустились с насыпи, пробрались через заросли борщевика и пошли на стрелку, где сливались Уверь и Мста.



На мысочке, между Уверью и Мстой стояли две машины: Нива и Киа Спортаж. Мужчина и женщина, лет пятидесяти, грузили в Ниву вещи: пакеты, удочки, раскладные стулья. Я поздоровался и спросил: сколько километров до Боровичей? Ответили: по дороге 46 км. Разговорились. Они рыбачили здесь с 3-х утра, но улов не ахти. Видимо мешает очень высокая и мутная вода. Показали ведро, в котором лежали десяток крупных плотвичек и окуней и одна щучка. На мой вопрос: где здесь можно остановиться на берегу, они ответили: либо здесь, либо, напротив, на другом берегу Увери, там часто останавливаются байдарочники.
Остановится на этой стороне, конечно можно было бы, но здесь пока ещё стояли другие рыбаки: два мужика в футболках МЧС, да и место здесь очень открытое, а солнце сегодня припекало.
Вернулись на мост к нашим ребятам. Ещё посовещались и решили остановиться здесь и ждать машину. Сергей позвонил Олегу. Тот сказал, что через полтора часа он будет свободен и выедет к нам. Кстати: сеть работала только МТСовская.
Сходили на разведку на правый берег Увери, туда где она впадает во Мсту. Непосредственно до того места с берёзой, на которую нам указали рыбаки, мы даже не дошли. Оказалось, что это место отделено от соснового леса, у дороги, заболоченной низиной, бывшей старицей. Теперь стало понятно, почему туристы выбирают это место для ночёвки. Этот кусок берега доступен только с реки, а от моста и дороги до него добраться сложно.
Вернулись на мост. С моста увидели, как с мысочка уезжает вторая машина с рыбаками. Сели в лодки и вдоль левого берега поплыли вниз по течению, высматривая, где можно причалить.
В 70 метрах от моста (на левом берегу) увидели рыбацкую стояночку с пологим бережком. Причалили и поняли, что это то, что нам нужно. Рядом с местом причаливания, на бугорке, под деревьями, было место для костра, В полутора десятках метров от берега, начиналось заросшее травой поле, по краю которого шла тропинка от моста на стрелку. Весь берег зарос высоченной травой. Мы быстро протоптали нужные нам тропинки и стали вытаскивать вещи и лодки на край поля. За дровами сходили в лесочек, на берегу Мсты. Там нашли несколько лиственных сушин и принесли их к костру.
По очереди сходили на стрелку и там искупались. Вода стала уже не такая мутная как вчера, но была заметно прохладнее, чем в начале Съежи. Было довольно жарко и даже душно. Небо застилала какая-то пелена, а часам к трём дня на юге появилось тучка, и даже пару раз были слышны раскаты далёкого грома. Сергей полазил в интернете и утверждал, что дождя у нас не будет. Так и случилась: тучка растворилась в небе и пелена тоже исчезла.
Пообедали и стали сушить лодки и вещи, разложив их на траве. Около пяти часов вечера позвонил Олег и сказал, что он, наконец-то, вырвался из пробки в Клине, но у нас будет только часам к 12-ти ночи. По крайней мере, так показывает его навигатор. Сергей стал проверять на своем навигаторе и понял в чём дело. Дорога от Валдая, через Боровичи, до моста через Уверь показывалась серым цветом. Расстояние 95 км. Безопасная скорость движения не более 35 км/час. Значит дорога эта просто убитая, а ведь показан везде асфальт!
Делать было практически нечего. Лениво собирались и упаковывались, ходили купаться на стрелку. Маша захотела половить рыбу. Поскольку червей мы с собой не брали, то пришлось поймать пару слепней.


Но рыбалка не задалась. Где-бы мы не закидывали удочку, рыба клевать не хотела. Сергей с Машей решили сходить в магазин. Ближайший магазин оказался в Перелучах. Через час они вернулись и принесли банку холодного пива, минералку, яблоки и кефир. Пиво я и Роман выпили сразу.


Решили немного отдохнуть. Для этого поставили палатки без тентов, чтобы не кусали слепни, к вечеру и комары.
Я ещё раз сходил искупаться на стрелку и долго осматривался там, пытаясь понять, где находится сероводородный источник, который мы с Олегом Черкасовым видели весной 1996 года. Но это было так давно, что вспомнить, где находится этот источник, мне не удалось.
Часов в семь вечера мы с Романом приготовили ужин. Решили не мудрить, и на ужин у нас был карпюр. Допили всю клюковку и вино из фляжки Варо. После ужина упаковали все оставшиеся вещи, оставив только палатки.
После заката солнца на нас стал наползать туман.


Сергей накинул на свою палатку тент. А Роман и Варо продолжали валяться в палатке без тента, застегнув не только сетку, но и полог. Мне спать не хотелось, поэтому я сидел у костра, дожигая дрова. Как это ни странно, но у костра, и вообще у воды, тумана не было.

Шестой день Дорога домой (29.07.17 г.)
В 23.30 свернули палатки, и стали потихоньку выносить вещи на насыпь к мосту. К 0.00 часов все уже стояли на насыпи с вещами. Оказалось, что туман находился ниже насыпи и даже асфальт на дороге был сухим. На наших глазах, в течение 10 минут туман исчез совсем.
После заката солнца по дороге туда и обратно проехало всего несколько машин. Поэтому, когда из-за поворота, на той стороне моста, выехал автомобиль с мощными фарами, мы уже точно знали, что это наш Фиат «Дукато». Он ехал не торопясь, объезжая ухабы. Поравнявшись с нами и остановившись, Олег вышел из машины и первое, что сказал: «Если бы я знал, какая здесь дорога, ни за что не поехал бы»!
Загрузив вещи в багажный отсек и рассевшись в салоне в прежнем порядке (Роман впереди, а мы четверо в рядочек на заднем сиденье) мы выехали домой в 0 часов 25 минут 29 июля 2017 года.
Дорога показала себя сразу: до деревни Девкино (меньше 10 км) мы ехали минут 20-25. Дорога была как после бомбёжки. Выбоины в асфальте любого размера и любой глубины. Половину дороги мы ехали по встречной полосе, благо встречных машин практически не было. В Опеченском Посаде дороги просто не стало: на метр асфальта приходилась метровая выбоина. Причём эти выбоины находились в шахматном порядке. Дорога по Посаду идёт не более 3-х км, но ехали мы по ней минут 15. Олег ворчал и ругался: «Пустили бы бульдозер, содрали бы весь асфальт, дорога бы сразу ровнее стала».
По этой дороге я ехал последний раз в 1987 году на автобусе ПАЗ до конечной остановки «Льнозавод», чуть дальше Жадин. От Боровичей до Льнозавода мы доехали (с остановками) минут за 40. Асфальт был ровный, недавно положенный. Сейчас мы ехали от Увери до Боровичей больше двух часов (это 46 км!). Такое впечатление, что за эти 30 лет дорогу никто не ремонтировал.
Когда проехали Боровичи, Олег нам рассказал, что по дороге сюда, где-то в этом месте, уже в сумерках, он чуть не задавил бобра, вылезшего на дорогу из придорожных кустов.
После Боровичей дорога стала лучше, но не сразу. Иногда мы разгонялись километров до восьмидесяти. На такой узкой и извилистой дороге это скорость впечатляет. По какому маршруту мы ехали от Боровичей до Ленинградского шоссе я так и не понял. Точно запомнил, что проезжали поселок Березайка и, уже на рассвете, на АЗС Олег остановился, чтобы выпить кофе, а то начал засыпать. Это было около 4 часов утра. Минут через 30 после остановки на АЗС мы выехали на Ленинградку, в населённом пункте Макарово (между Куженкино и Выползово).
К моему дому мы подъехали в начале девятого часа утра. Выгрузили вещи и расплатились с Олегом. За обратную дорогу мы отдали ему 12.000 рублей, так как дорога была гораздо дальше и тяжелее, чем ожидали, да ещё Олег проезжал по платной дороге от Торжка до Вышнего Волочка. Сергей и Маша тут же загрузили свои вещи в машину, стоявшую на стоянке и, захватив с собой Варо до Дмитровского шоссе, уехали. Мы с Романом поднялись ко мне домой, выпили кофе и, разобравшись с вещами, распрощались

Выводы и рекомендации
Что сказать про Съежу? Как сказал про подобные реки один мой знакомый: «Речка - мечта туриста-идиота: гребёшь, гребёшь и гребёшь…..». Но это то же крайность, конечно. Речка по своему красивая и, если плыть по ней не торопясь, в режиме полного матраса, то для отдыха она в самый раз. При этом надо иметь в виду некоторые важные особенности:
1. Километраж. Я очень жалею, что мы не стали писать трек, поэтому об истинной длине реки могу судить только по величине ходового времени. По разным подсчётам мы были на воде, то есть гребли, не менее 25 часов за эти 4 дня по Съеже. Скорость течения приличная, да и мы не ленились. Можно уверенно утверждать, что наша средняя скорость на воде составляла не меньше 5 км/час. Уже получается 125 км! Мне показалось, что ещё больше: около 150.
2. Заброска и выброска. С заброской всё ясно. Надо начинать после плотины, которая поддерживает озеро Удомля. Подъезд проще всего на машине, или с Вышнего Волочка, или сразу из Москвы.
С отъездом тоже однозначно: надо продолжать маршрут по Мсте до Боровичей или далее. Оттуда легче уезжать.
3. Продолжительность маршрута. Вытекает из пункта 2. Ходовых дней надо планировать не менее 6-ти (не менее 4-х на Съежу). Это если заканчивать в Боровичах.
4. С последних 40-45 км Съежи уехать просто невозможно (после нежилой деревни Крапивно). Дорог нет. Населёнки нет. Работает только МТС, и то не везде ловит.
5. Оборудованных туристических стоянок на Съеже нет. Только на стапеле. Видели несколько рыбацких, но ночевать на них проблематично. Берега высокие и неудобные для причаливания и выбор стоянки часто начинается с выбора месте, где вообще можно причалить.
Так что заголовок про «мутную» Съежу появился не просто так. С ней не всё понятно.
1

Фотографии В начало ^ my-tour.ru