Фотографии В начало ^ my-tour.ru


ОТЧЕТ О ПЕШЕ-ВОДНОМ ПОХОДЕ ПО РЕКАМ БОЛЬШАЯ, КОЛВИЦА, ЛУВЕНЬГА И БЕЛОМУ МОРЮ

3 - 11 ИЮНЯ 2018 г


Руководитель группы и автор отчета Салтырёв Саша.

Группа

Баранов Паша, Ворожейкин Костя и Салтырёв Саша на пакрафтах Иволга.

Маршрут

Москва - ст. Африканда (поезд) - оз. Бол. Сайгозеро (пешком 16,6 км) - оз. Бол. Сайгозеро - р. Сайгозерка - р. Большая - оз. Колвицкое до п-ва Сосновый Наволок (сплав 61,8 км) - п-ов Сосновый Наволок (пешком 3,5 км) - оз. Колвицкое - р. Колвица (с обносом пор. Белый) до пор. Черный (сплав 15,3 км) - дер. Колвица - оз. Белое - в. Белая (рад) - перевал между в. Избная Иолга и в. Баранья Иолга - каньон ниже перевала (рад) - в. Баранья Иолга (785 м, высшая точка Колвицко-Кандалакшинских тундр, рад) - в. Избная Иолга - оз. Среднее Лувеньгское (пешком 40,4 км) - оз. Среднее Лувеньгское - р. Средняя Лувеньга - оз. Нижнее Лувеньгское - р. Нижняя Лувеньга - Кандалакшская губа Белого моря (сплав 40,4 км) - Кандалакша (пешком 8,3 км) - Апатиты (поезд) - Москва (самолет).
Всего 186,3 км, из них пешком 68,8 км, сплав 117,5 км. Набор высоты на пешке ~1700 м, сброс ~1800 м; сброс высоты на сплаве ~240 м.



Литература

Реки Сайгозерка и Большая
Простые речки, с большим количеством мелководных перекатов-шиверок. Нормальное прохождение возможно только при повышенном уровне воды. Из-за своей мелководности посещаются не часто. Вот 2 отчета от одного автора о прохождении по низкой и повышенной воде:
Отчет 1,
Отчет 2.
В сети можно найти еще несколько отчетов:
Отчет 3,
Отчет 4,
Отчет 5,
Отчет 6.
Протяженность (без учета озер Сайгозеро и Верхнее) 40,9 км, перепад высот 70 м, средний уклон 1,7 м/км.

Река Колвица
Очень популярная, порожистая, но короткая (на полдня с учетом просмотров) речка. Проходят ее как после прохождения Большой, так и в автомобильной связке с реками Умба, Варзуга, Тунтсайоки, Красненькая, Кутсайоки, Тумча и другими неподалеку находящимися реками. В сети имеется большое количество отчетов. Вот, к примеру, несколько:
Отчет 1,
Отчет 2,
Отчет 3,
Отчет 4,
Ну и мой отчет 2007 г Отчет 5.
Протяженность до пор. Черный 8,2 км, перепад высот 37 м.

Кандалакшинские тундры
В сети есть большое количество отчетов о пешеходных походах, так что можно составить вполне правильное впечатление от того, что ждет на маршруте. Дорога/тропа от дер. Колвица и почти до оз. Белое хорошо читается на космоснимках. Крутые участки рельефа в горах хорошо отражены на генштабовской километровке. Почти весь наш путь знаком мне по лыжному маршруту в 2017 г.

Реки Лувеньга и Нижняя Лувеньга
Крайне редко посещаемые, с приличным падением речки. Как и на Большой, успешность прохождения зависит от уровня воды. Удалось найти только один отчет и одно видео (при этом, похоже, что на видео, кроме Лувеньги, проходят еще соседнюю совсем маленькую речку Тикша).
Отчет 1,
Видео 1.
Протяженность (без учета озер Среднее и Нижнее Лувеньгские) 23,3 км, перепад высот 136 м. Средний уклон на Лувеньге 4,1 м/км, на Ниж. Лувеньге 6,8 м/км.

Кандалакшинская губа Белого моря
Почти все острова принадлежат Кандалакшскому заповеднику, высадка на них запрещена. Проход по морю вдоль материкового берега и высадка на него не запрещены, он не относится к заповеднику.

Заброска, выброска

Было 3 логичных варианта заброски:
1) Поезд № 16, из Москвы (2 июля в 0-30) до Кандалакши (3 июля в 6-17). Далее через 4 часа электричка Кандалакша - Апатиты до ст. Хабозеро (10-15 - 11-33). От станции пешком порядка 7 км по лесовозным дорогам и полкилометра по тропе до оз. Бол. Сайгозеро.
2) Поезд № 92, из Москвы (1 июня в 19-30) до ст. Африканда (3 июня в 3-50). В этом случае добавляются дополнительные 9 км по грейдеру, но выигрываешь по времени прихода на оз. Бол. Сайгозеро.
3) Самолет 2 июня из Москвы до Апатит (8-45 - 11-00). Провоз багажа 20 + 5 кг. Далее эл-ка Апатиты - Кандалакша до ст. Хабозеро (15-35 - 16-10). Этот вариант добавлял некоторое дополнительное время к походу, но при этом возникли бы проблемы с поиском газа и возможной докупкой продуктов, если бы не уложились в положенные 25 кг.
В результате решили остановиться на 2 варианте. В итоге, на Сайгозере были на 20 мин раньше, чем отошла из Кандалакши электричка по 1 варианту.

По выброске было так же 3 варианта:
1) Поезд № 15 Кандалакша (12 июня в 1-02) - Москва (13 июня в 6-50).
2) Поезд № 91 Кандалакша (12 июня в 3-33) - Москва (13 июня в 10-36).
3) Поезд № 144 12 июня из Кандалакши до Апатит (12-35 - 14-02) и самолет до Москвы (19-00 - 21-10).
Первый вариант приводил к взятию на работе отгула на полдня, второй на целый день. Третий вариант не только позволял выйти во время на работу, но и еще давал дополнительные полдня к походу. В случае ветреной погоды на море накануне, 11 июня, можно было бы надеяться, что ночью не будет ветра и можно будет дойти до Кандалакши по морю. Выбрали самый быстрый третий вариант.
В конце апреля получили сообщения от авиаперевозчика, что наш рейс в 19-00 отменяется и предложение о пере бронировании на рейс в тот же день в 11-45. Пришлось соглашаться, сдавать ж/д билеты и покупать новые на поезд № 16 (6-29 - 7-54).

Погода, уровень воды

В этом году весна на Кольском началась намного раньше по сравнению с прошлым годом. После майских праздников температура поднималась до 20-25 град. К началу июня стало прохладнее. В целом, температура была примерно 10 - 15 град. Если не было сильного ветра или дождя, то можно было идти в тонких термухе и флиске. Комаров и мошки практически не было, ни анти москитными сетками, ни репеллентами не пользовались.
Уровень воды в реках Большая и Лувеньга низкий, в Колвице не ниже среднего, а может быть и высокий. Видимо, тут сказывается тот факт, что огромное Колвицкое озеро за весну накопило большой запас воды и теперь в достаточно большом количестве отдает ее реке. В конце августа 2008 г, когда я был на Колвице, воды было поменьше, а в тот год вода на реках Кольского была высокая.

3 июня, день 1

Ст. Африканда - оз. Бол. Сайгозеро (пешком 16,6 км) - р. Сайгозерка - р. Большая (сплав 15,2 км).
Погода: преимущественно облачно, умеренно тепло, ветер слабый, даже на озере; поздно вечером начался небольшой дождик.
Вышли на ст. Африканда и по грейдеру пошли на восток параллельно ж/д путям.

Позавтракали на берегу оз. Хабозеро. После слияния с дорогой, идущей от ст. Хабозеро, дорога стала лесовозной, в низинах с уложенными бревнами. Было несколько второстепенных ответвлений.

В месте глобального поворота дороги под 90 град на юг сворачиваем налево на еле заметную тропинку и метров через 250 выходим сначала к рыбацкой хибаре, а вскоре и на берег Бол. Сайгозера. Сюда же подходит и тракторная дорога, похоже, мы немного не дошли до ее отворота с лесовозки.



Стапелимся и плывем на юго-восток к истоку р. Сайгозерка. Ветер слабый, волны почти нет. По левую сторону видны Хибины, по правую Кандалакшинские тундры.


Обедаем на узеньком песчаном пляже по левую сторону от истока Сайгозерки.


В истоке Сайгозерка широкая, мелководная, сильно заросшая травой, но постепенно ссужается, появляются камни и течение. По правому берегу обносим дощато-бревенчатый мостик. Можно ли по нему проехать не понятно, но на левом берегу немного ниже выдели рыбацкую буханку, а бродов вроде как не было.



Ниже начинаются мелководные каменистые перекаты-шиверки и идут до впадения в р. Большая. Воды примерно минус 1 м от пиков паводков. В одном месте было сужение со скальными берегами и полуметровым сливчиком.


На Большой периодически чередуются участки с перекатами-шиверками и спокойной водой. Обозначенного на генштабовской карте моста уже нет.


Я по возможности пытался ловить рыбу на блесну. Результат - полуметровая щучка.
Раза 3 видели рыбаков, периодически в воде встречались сети. По правому берегу Сайгозерки и по левому Большой есть лесовозные дороги, можно заехать на внедорожниках.
Со стоянками, как и на большинстве рек Карелии и Мурманской области, не очень хорошо, берега по большей части низкие и заболоченные. На ночевку встаем на хорошей стоянке на правом берегу.




4 июня, день 2

Р. Большая - оз. Верхнее (сплав 22,5 км).
Погода: всю ночь периодически шел небольшой дождик; такая же погода была и днем, прохладно; к вечеру сильный дождь.
Характер реки сохранился вчерашний - то участки с перекатами-шиверками, где постоянно задевали днищем камни, а иногда и приходилось вылезать из лодки, то со спокойной водой.







Рыбалка принесла мне щучку чуть более полуметра.
Выходим в оз. Верхнее и вскоре на левом берегу, на мысу находим хорошую, но немного замусоренную стоянку.




5 июня, день 3

Оз. Верхнее - р. Большая - оз. Колвицкое (сплав 19 км).
Погода: переменная облачность, умеренно тепло (если нет ветра), на озерах достаточно сильный северо-западный ветер.
Пересекаем оз. Верхнее, ветер, к счастью, попутный.


Большая после оз. Верхнее намного полноводней, чем до озера. Характер сохраняется первых двух дней - чередование перекатов-шиверок, которые проходятся чисто, без задеваний днищем камней и спокойной воды со значительными расширениями русла.





Выходим в огромное Колвицкое озеро, поворачиваем направо и обедаем на огромной стоянке. До узкого залива, из которого вытекает р. Колвица 12 км открытой воды и встречно-боковой ветер. Решаем обходить озеро вдоль берегов против часовой стрелки. Местами встречаются бухточки с песчаными пляжами. Периодически попадаются хорошие стоянки.









Недалеко от места ночевки болото с прошлогодней клюквой и цветущей морошкой.







6 июня, день 4

Оз. Колвицкое до п-ва Сосновый Наволок (сплав 5,1 км) - п-ов Сосновый Наволок (пешком 3,5 км) - оз. Колвицкое (сплав 3,7 км).
Погода: переменная облачность, умеренно тепло (если нет ветра), на озере достаточно сильный западный - северо-западный ветер.
Продолжаем обходить озеро вдоль берега. Дует хорошо, но более-менее попутно.





Мыс Еловый Наволок


Подходим к южной оконечности п-ва Сосновый Наволок. Далее под берегом от ветра уже не спрячешься, надо идти более 4-х км почти против ветра. Это не реально, поэтому решаем сдувать лодки, обедать и несколько километров пройти пешком.



Волны набегают почти под прямым углом

Берег в этом месте высокий, сухой, есть несколько хороших стоянок.



Между горами долина р. Колвица



Доходим до северной части залива, здесь уже почти не дует, мы снова защищены берегом. Можно плыть дальше. Там, где по карте показана изба, находится рыболовная база.


На мысу Колвицкий Зашеек большая песчаная коса с полуразрушенным баркасом.


За косой на самом краю узкого длинного полуострова встаем на ночевку на небольшой стоянке.



7 июня, день 5

Оз. Колвицкое - р. Колвица (с обносом пор. Белый) до пор. Черный (сплав 11,6 км) - дер. Колвица - старая лесовозная дорога (пешком 5,4 км).
Погода: преимущественно пасмурно, умеренно тепло, почти без ветра.
По длинному заливу доходим до начала р. Колвица - а/м моста, под которым находится короткая и бурная (при нашем уровне воды) шивера.


За шиверой короткий плес, слева большой залив. Затем река снова сужается. В этом месте у левого берега находятся остатки деревянной дамбы. В сужении реки находится еще более бурная шивера-порожек длиной около 100 м.

Далее следует 1,5 км широких плесов со слабым течением и одним небольшим перекатом (его можно принять за начало пор. Кривой).


Пор. Кривой начинается с крутого правого поворота. Чалимся слева и по тропе идем просматривать. Общая длина порога чуть больше 200 м. Первая половина порога с локальными бочками, заметными валами и несколькими полу обливняками под обоими берегами (Кривой, 1-я ступень, видео, 46 Mb). После прямолинейного участка река под 90 град поворачивает налево, после чего течение немного успокаивается. Здесь раньше находился мост старой дороги из Кандалакши на Терский берег Белого моря. Затем следует вторая половина порога на плавном правом повороте - серия валов и бочек. Заканчивается порог большим расширением русла.

Начало пор. Кривой


1-я ступень

Окончание 1-й ступени

Под бывшим мостом, немного правее середины, лежат какие-то бревна, надо держаться ближе к левому берегу.

Остатки моста


2-я ступень

Окончание порога

Успешно по очереди проходим порог.
Кривой, 2-я ступень, Саша, видео, 93 Mb
Кривой, 2-я ступень, Паша, видео, 88 Mb
Кривой, 2-я ступень, Костя, видео, 86 Mb
Через 700 м гладкой воды 200 м шивера на небольшом левом повороте. Через 350 м более короткая шивера. До начала пор. Прижимистый 350 м спокойной воды.


Для просмотра чалимся к правому берегу, есть тропа, стоянка. Длина порога 150 м, находится на плавном правом повороте. Вначале порога слева впадает руч. Черный, чуть ниже на этом же берегу есть скальные выходы. В пороге есть заметные валы и бочки, под берегами полу обливные и надводные камни. Прижим к левому берегу не чувствуется, т. ч. порог не оправдывает свое название. После порога менее 200 м среднего течения до начала следующего пор. Прямой. В правой части русла большой залив.

Начало пор. Прижимистый


Прижимистый 1, видео, 29 Mb
Прижимистый 2, видео, 34 Mb
Прижимистый 3, видео, 39 Mb
Проходим порог одновременно с некоторым интервалом. Я первый, затем Паша, замыкает Костя. Паша киляется в бочке на выходе, упускает и весло, и лодку, и быстро гребет к берегу. Течение хоть и не быстрое, но до следующего порога недалеко и вполне может затянуть в него. Я подбираю упущенные вещи. Паша одет в мембранный костюм, поэтому весь мокрый, но ограничивается только выливанием воды из сапог.
После небольшого отдыха перегребаем на правый берег и идем просматривать пор. Прямой. Берег высокий, над началом порога проходит ЛЭП, которую недавно прочистили. Спиленные деревья и кустарник сильно затрудняют движение. Порог широкий, мелководный и извилистый, длиной более 300 м. Много полу обливных и надводных камней, есть достаточно высокие валы, бочечки, сливы с камней. Сложность порога по нашей воде не ниже Прижимистого, хотя в отчетах указывают, что он проще. Паша отказывается от прохождения и идет обноситься. Мы с Костей решаем заходить под правым берегом (слева слишком бурляво), затем уходить под левый (справа более мелководно, выступает много камней), и под ним проходить оставшуюся часть.






Я иду первый. При уходе под левый берег надо было пересечь ряд достаточно высоких валов, т. е. они получались для меня косыми. На одном из них не сделал гребок (после легкого прохождения двух предыдущих порогов несколько расслабился), и меня кильнуло через левый борт. Весло я удержал, лодку некоторое время придерживал рукой, но не смог схватиться за чалочную веревовку и она ушла вперед. В дальнейшем, после окончания порога, ее отловил успешно прошедший порог Костя. Меня же протащило практически до окончания порога (порядка 200 м). Глубина была примерно не выше, чем по пояс, постоянно ногами задевал дно, несколько раз перекинуло через полу обливные камни, встать на ноги удалось только в конце порога, когда стало еще мельче. Выбрался на левый берег, перешел вброд приток руч. Белый, вскоре дошел и до Кости. Одет я был в полу сухие куртку и штаны (подробнее в конце отчета, в Личном снаряжении), раздеваться не стал, но по ощущениям внутрь много воды не залилось. Из сапог вылил грамм по 50-100 воды. Холодно не было, и можно было продолжать сплав. Конечно, обидно, что не прошел порог, но, с другой стороны, получил хороший опыт длительного заплыва по неглубокой реке. Впрочем, раньше у меня не было никакого опыта столь длительного купания.

Руч. Белый

До начала пор. Белый немногим более 1 км спокойной воды. Метров за 200 на правом берегу стоит будка водомерного поста, над рекой натянут трос. Немного ниже чалка для просмотра к левому берегу. У начала порога есть большая стоянка.



Будка водомерного поста

В начале пор. Белый расположены 2 слива с гранитных плит. Первый высотой 0,6 - 0,7 м. Через 10 м второй слив высотой справа более метра и немногим менее метра слева. За всеми сливами находятся бочки. Далее река резко поворачивает направо (высокие валы и сильный прижим к скалам левого берега) и идет шивера длиной более 100 м. Проходить порог ни у кого нет желания, в случае киля предстоит длительный заплыв. Обносимся по тропе левого берега.




Белый 1, видео, 127 Mb
Белый 2, видео, 78 Mb
После выходной шиверы видим на высоком правом берегу 2-х человек, они машут нам руками и зовут в гости. Переправляемся на их берег. Большой лагерь, много палаток, но у костра только 2 мужчин, остальной народ гуляет по окрестностям. Разговорились. Группа 8 человек из Нижнего Новгорода, шли Тунтсайоки - Тумчу, вода была средняя, затем переехали на Колвицу, здесь, со слов забросчика, вода высокая. У них кат-2, кат-4 и 2 Щуки-1. Эти двое как раз Щуководы, накилялись на первой реке, Колвицу решили не идти. Кат-2 в прижиме пор. Белый поломал раму, а кат-4 там же на метр разорвал баллон, после чего решили прекратить сплав. Подъезд к лагерю есть, с забросчиком созвонились, теперь до поезда устраивают дневки. Напоили нас горячим чаем, поинтересовались нашими лодками. Слово пакрафт даже не слышали. Мы по тропе сходили посмотрели порог с левого берега.



Белый 3, видео, 78 Mb
Продолжаем сплав. После выходной шиверы пор. Белый 150 м быстротока и бурная шивера длиной 200 м.


Затем идет 2 км участок быстротоков и простых шиверок, следующих друг за другом с небольшими перерывами. Ориентиром для начала следующего пор. Черный служит бурная 150 м шивера, в начале которой на реке лесной островок, а под левым берегом лежит огромный, до 2,5 м высотой, валун.


Ориентир шиверы перед пор. Черный

Сразу за шиверой река образует 100 м плес, в левой части которого находится небольшой травянистый островок с несколькими деревцами на нем. Чалка к правому берегу в заводь. Здесь есть замусоренная стоянка, рядом проходит грунтовая дорога. Вскоре после островка на плавном правом повороте река резко сужается, видны высокие валы. Это и есть начало пор. Черный.

Окончание шиверы перед пор. Черный


Островок



Начало пор. Черный

Сдуваем лодки, сушимся, обедаем. Я после заплыва сильно влажный, термуху, флиску и трусы сушу на себе. А Паше приходится переодеваться. Затем идем по тропе вдоль берега, смотрим пор. Черный и правую протоку водопада, до него от стоянки 300 м.


Перед водопадами Колвица делится на 3 протоки. Левая и правая основные, центральная короткая и маловодная, впадает в правую перед самым водопадом. На правом берегу над водопадом есть стоянка, до грунтовки метров 100.



Водопад в правой протоке

Водопад, правая протока, видео, 79 Mb

Картинка на стоянке

Проходим чуть более полукилометра по грунтовке через деревню до шоссе, затем 750 м по асфальту до сворота на лесовозку. По дороге 2,9 км до небольшого озерца в районе пересечения дороги с ЛЭП. Для ночевки находим ровную сухую поляну.

Белое море





Слева подошла дорога получше



8 июня, день 6

Старая лесовозная дорога - оз. Белое - в. Белая (рад) - перевал между в. Избная Иолга и в. Баранья Иолга - каньон ниже перевала (рад) (пешком 16,7 км).
Погода: преимущественно пасмурно, выше зоны леса ветрено, временами то небольшой дождик, то заряды снежной крупы.
Продолжаем идти по дороге, затем сворачиваем налево, на север. Проходим небольшое озерцо Петро-Ламбина и выходим к оз. Белое. Между озерами дорога уже превращается скорее в тропу. Обозначенной на карте избы нет, остался только разрушенный остов.




Оз. Петро-Ламбина





Вдоль восточного залива озера то по вездеходному следу, то по тропе идем к истоку р. Тикша. Воды мало, переходим речку вброд.


Исток р. Тикша

Начинаем подниматься в гору по лесу. Местами по белому ягельнику, местами по болотинам, местами по курумнику и скальным выходам.





Снежная крупа, видео, 94 Mb
Постепенно лес заканчивается, выше тундра. Подходим под в. Белая. Оставляем вещи и идем на нее в радиалку.

Хр. Ёлки-Тундры


Первый снег


Оз. Колвицкое

Оз. Белое


В. Белая

Белое море


Хибины

Хр. Ёлки-Тундры

Тундры, видео, 130 Mb
После вершины спускаемся на седловину между в. Избная Иолга и хр. Ёлки-Тундры. Там находим место для стоянки на берегу озерца.



Оставляем вещи и идем в радиалку в каньон, расположенный к юго-востоку от седловины (вдоль него поверху мы как раз и спускались).





После окончания каньона поднимаемся наверх направо и возвращаемся к вещам по самому краю каньона.





9 июня, день 7

В. Баранья Иолга (785 м, высшая точка Колвицко-Кандалакшинских тундр, рад) - в. Избная Иолга - оз. Среднее Лувеньгское (пешком 18,6 км).
Погода: преимущественно пасмурно, выше зоны леса ветрено, умеренно тепло.
От места ночевки проходим немного на северо-запад по долине, оставляем вещи и идем в радиалку на хр. Ёлки-Тундры. Главная цель - высшая точка Колвицко-Кандалакшинских тундр в. Баранья Иолга, 785,0 м. Вначале крутой лесной участок, осложненный скальными выходами и поваленными деревьями (у места ночевки склон еще круче и скалистее). Затем выходим в тундру и поднимаемся по пологим склонам. Проходим безымянную вершину, с нее спускаемся по длинному снежнику, и затем уже поднимаемся на Баранью Иолгу.


Хибины


Прошел небольшой мишутка

Снежник, видео, 76 Mb



В. Баранья Иолга



Обратно к вещам возвращаемся по пути подъема. Обедаем и поднимаемся на противоположную сторону долины. Здесь склон вначале подъема более пологий. Проходим в. Избная Иолга. Спускаемся к южной оконечности оз. Сред. Лувеньгское. В зоне леса был крутой участок со скальными выходами.




В. Избная Иолга

Хибиы


Белое море

Озера Сред. Лувеньгское и Уросиха



На южном берегу озера узкий песчаный пляж, рядом большая стоянка. Неподалеку исток р. Лувеньга. На воде плавает несколько пластиковых 1,5 л бутылок, привязанных веревками к лежащему на дне грузу. Во время нереста здесь ставят сети. После ужина плывем с Костей на рыбалку. У меня маленькая форелька, у Кости ничего.


Исток р. Сред. Лувеньга





10 июня, день 8

Оз. Среднее Лувеньгское - р. Средняя Лувеньга - оз. Нижнее Лувеньгское (сплав 13,9 км).
Погода: переменная облачность, достаточно тепло, ветра на озерах почти нет.
Гуляем по озеру, обошли его по периметру. Попытки ловить рыбу результата не принесли.



Впадение в озеро р. Верх. Лувеньга



Начинаем сплав по р. Лувеньга. Вскоре после истока опоры разрушенного моста и небольшой перекат. Некоторое время течение слабое, затем начинаются мелководные шиверки-перекаты, разделенные участками более спокойной воды. Постоянно задеваем днищем камни. Уровень воды от пика паводков минус 1,5 м. Русло периодически делится на 2-3 рукава островами, тогда воды становится совсем мало и приходится вылезать из лодки для проводки.









Примерно с середины участка до оз. Ниж. Лувеньгское река успокаивается, шиверок уже почти нет, просто ровное быстрое течение. Появляются редкие завалы в виде отдельных упавших в воду или низко наклоненных деревьев. Обносы короткие и простые. На одном из обносов устраиваем обед. Несколько попыток ловить рыбу к успеху не привели, да и рыбы в воде не видно.




Выходим в оз. Ниж. Лувеньгское. Вдоль северо-западного берега идем к истоку р. Ниж. Лувеньга. На полпути встаем на ночевку на огромной стоянке на высоком песчаном берегу.



До ужина еще есть время, идем с Костей на рыбалку. В результате у меня форелька на 40 см длиной, у Кости опять пусто. На озере повсеместно видно, что в период нереста ставится много сетей.


11 июня, день 9

Оз. Нижнее Лувеньгское - р. Нижняя Лувеньга - Кандалакшская губа Белого моря (сплав 26,5 км) - Кандалакша (пешком 8,3 км).
Погода: пасмурно, периодически идет дождик, временами сильный, прохладно.
По озеру идем до истока р. Ниж. Лувеньга. Здесь есть рыбацкие стоянки, к ним подходит лесная дорога. Немного ниже истока стоит моторная лодка, рыбаки уже готовятся к нересту. Чуть дальше опоры разрушенного моста. На протяжении первых 5 км идет чередование перекатов-шиверок и участков с более спокойной водой, но, в отличие от вчерашнего дня, воды побольше, и идется проще. Там, где спокойная вода, плавают на привязи пластиковые бутылки для растяжки сетей. Похоже, что на реке во время нереста основательно вылавливают рыбу.







После брода и пересечения с ЛЭП на реке начинаются шиверки с бОльшим уклоном. При повышенном уровне воды здесь будет уже спортивно. Такой характер реки сохраняется до впадения в море. Пожалуй, самая мощная шиверка была в самом устье.








Полуметровый слив под мостом в пос. Лувеньга

Морской порог

Выходим в Белое море, и вдоль самого материкового берега идем в сторону Кандалакши. Полное безветрие, но видимость из-за низкой облачности и периодически идущего дождя оставляет желать лучшего. На воде, на камнях, по всем берегам огромное количество птиц, начиная от маленьких куличков и заканчивая белыми лебедями. В воздухе висит птичий гомон. Периодически всплывают нерпы, одна была даже с рыбиной в зубах. Заснять их не удается, как только включишь фотоаппарат, они скрываются под водой.




Взлетают лебеди







Поезд у нас завтра, половину седьмого утра. В первоначальных планах было встать немного не доходя до города, полночи поспать и под утро выходить на вокзал. Чалимся в большой залив перед мысом Питкульский Наволок. Здесь вдоль берега проходит старая дорога на Кандалакшу, она выводит на асфальт перед самым перевалом между вершинами Крестовая и Волосяная. Неподалеку от берега находим удобную ровную площадку. Только поставили лагерь, как начало лить. Паша посмотрел в инете прогноз погоды (там обещают сильный дождь до 6 утра), и предложил поужинать, собираться и вечером выходить в город, все равно посушиться не получится. Сказано - сделано. Пока собирались, дождик прекратился, но в районе перевала полил снова и не прекращался до утра.



На привокзальной площади в Кандалакше часа 2 просидели в довольно приличном буфете. Затем полу бессонная ночь на вокзале. Пока ехали на поезде в Апатиты, практически раздуло, и в самолет садились при хорошей погоде. А в Москве был потоп.

Снаряжение

Общественное снаряжение
1) Котелки круглые, 2 и 2,5 л - транспортировочные банки от советских примусов Шмель-2 и 4, ручки из стальных 2 мм тросиков, убираются один в другой. Вес 600 г.
2) Складная ножовка. Вес 200 г.
3) Тесак. Куплен в советском хозяйственном магазине, можно колоть дрова диаметром примерно до 15 см. Вес 300 г.
4) Самодельная титановая печка-экран. Вес 350 г. Сделана из листа толщиной 0,3 мм. Верхний диаметр 21 см, нижний 29 см, высота 25 см. За счет малых потерь тепла из-за низкой теплопроводности титана обладает высоким КПД. Для закипания котелка достаточно буквально нескольких веток. При готовке на горелке работает как ветрозащитный экран.

5) Горелка «Sharp» Track. За 4,5 года активного использования никаких нареканий. Загрязнения жиклера из-за не качественного дихлофосного газа не в счет. После нескольких прочисток по-прежнему отлично работает. Цена значительно меньше аналогов.
6) Газовый резак Kovea для разжигания костра. Вес 100 г.
7) 2 газовых дихлофосных баллона - Kovea и из Фикспрайса. Уже несколько лет замечаем временами плохое качество газа в дихлофосных баллонах, что выражается в загрязнении жиклеров горелок различных фирм. Вот и в этот раз после кипячения 1 и 2 л воды на Фикспрайсовском газу горелка почти умерла. Впоследствии 1 л воды на Ковеевском газу кипятили примерно полчаса. После разборки горелки внутри оказалось что-то типа густого масла или мазута.
8) Тент общественный Cowl Сплав. При заявленном размере 2,7х3,0 м реально оказался 2,6х2,7 м.
Вес с шестью 5 м оттяжками из паракорда диаметром 2,5 мм 525 г.
9) Хознабор (половник, чапельник, перчатки, рюмочки, 2 пластиковых 1 л банки из-под соленых огурцов/капусты (мечтали поймать много рыбы)).
10) Аптечка 1,5 кг.
11) Фольга Саянская Гриль, 20 мкм (самая толстая), ширина 29 см, 1 рулон. Для запекания рыбы и как крышка на котелок при готовке на горелке.

Личное снаряжение
Некоторые элементы моего личного снаряжения
1) Палатка - MSR Hubba NX. Вот отличный обзор двухместного варианта, мой одноместный вариант аналогичен, только ширина 85 см вместо 127 см, один вход вместо двух и вес 1,29 кг вместо 1,72 кг.
2) Надувной коврик Therm-A-Rest Neoair Xtherm.
3) Самодельный спасжилет-пенка. Пользуюсь второй год, конструкцию можно признать удачной.
4) Пуховый спальник ED 150 Evolution Camp весом 400 г + самодельный бивик (конденсатник) из не мембранного материала весом 220 г.
Такой комплект спальников с ковриками совместно с одеждой (2 теплых термухи, свитер из тонкого прималофта и штаны из полара 100) позволяет нормально спасть примерно при нулевой температуре.
5) Рюкзак - герморюкзак (драйбэг) Гидра 85 от Нова Тур (в настоящий момент снят с производства). Мой обзор драйбэгов 3-х летней давности.
6) Гермы от Сплава - 5 внутренних и 2 внешних.
6 литров - 2 шт.
12 литров - 3 шт.
15 литров - 1 шт. В этой герме лежала палатка, в лодке она работала спинкой.
30 литров - 1 шт. В этой герме лежали внутренние гермы с одеждой и надувным ковриком, в лодке она работала сидушкой.
7) ЭВА сапоги. На пешке надевал треккинговый носок, при сплаве неопреновый. В качестве сменки брал самодельные шлепки + мембранные носки.
8) Куртка каякера Европа от Тритона.
До этого 3 года пользовался Декатлоновской курткой Tribord (теперь ее нет в продаже, ей на замену появилась вот такая).
Хотя старая куртка вполне жива, решил испытать новую. Подкупили длинные неопреновые манжеты, через которые практически не затекает вода и в отличие от Tribord`а их не надо дополнительно герметизировать. Горловина так же показалась немного лучше Tribord`овской. Пояс широкий неопреновый, но без липучек, тут Tribord`овская конструкция показалась немного лучше. Нет никаких карманов, у Tribord`а был нагрудный и на плече. Вес примерно одинаковый. Мембрана такая же посредственная. Даже когда на улице было не жарко, не было солнца и дул ветерок, все равно изнутри было отсыревание. В целом, за такие небольшие деньги вполне нормальная полусухая куртка.
9) Брюки Ronwe Hiko, ходовые и сплавные. Активно эксплуатирую четвертый год, но уже пора менять. Купил такие же новые. Достаточно неплохая мембрана, неопреновый пояс с липучками, манжеты тоже с липучками, сам материал немного жесткий и при намокании, в отличие от обычных мембранных или ветро-брызгозащитных брюк, не прилипает к ногам. Два минуса - липучки узкие и короткие и достаточно быстро перестали держать крючочки. Пришлось после года эксплуатации купить широкую 45 мм липучку и заменить ею штатную.
Низ брюк достаточно плотно натягиваются на сапоги + перетягиваются широкой липучкой. На стык поясов куртки и брюк для дополнительной герметизации надевал пояс от костюма из чернухи от Красного Солнышка (можно заменить на неопреновый пояс для похудения). После киля в самом начале длинного порога Прямой и последующего заплыва метров на 200, из сапог слил грамм по 50-100 воды. Изнутри (на теле тонкая и теплая термухи, на ногах ничего) я был сильно влажный, примерно, как и к вечеру второго дня, когда начиная с утра, почти постоянно шел дождик.
10) Пакрафт Иволга.
11) Весло 3-х секционное Вольный Ветер. Брал длиной 210 см и постепенно укоротил до 197 см.
12) Шлем. Вес 230 г. Сделан из очень жесткой пены толщиной 1 см + изнутри подвеска-шапочка из 2 мм неопрена. Из минусов - спереди явно просится еще одна полоска пены. В каком-то серьезном сплаве такой шлем, наверное, не стоит использовать (он, скорее, рассчитан на виндсерфинг, вейкбординг и другие подобные водные виды спорта), но для простого сплава (до 2 кс) вполне сгодится. В июне прошлого года его испытал Паша, а теперь и мы с Костей прикупили себе такие.



13) Самодельный спасконец.
Вес рюкзака на старте был 23 кг + поллитровая бутылочка воды и с килограмм остатков поездной еды, которые почти все были подъедены на первом же завтраке.

У Паши и Кости личное снаряжение было преимущественно таким же, как и в прошлом году.
Из нового у обоих было надувное дно от Тритона/Сплава.
У Кости шлем (см. выше), спасик,


и рюкзак Градиент 80 от Сплава.
Паша купил легкие мембранные куртку и
штаны.

Раскладка

Традиционно в нашей группе общественно-индивидуальная. Общественная часть, вес 200…215 г:
Завтрак - вермишель, рисовые и гречневые хлопья, мюсли по 50 г, сухое молоко 30 г, соль, чай.
Обед - супы (гороховый,
вермишелевый,
харчо) по 30 г, сухое мясо 10 г, приправы, соль, чай.
Ужин - чечевица, вермишель, кускус, рисовые и гречневые хлопья по 60 г, карпюр 45 г, сухое мясо 15 г, приправы, соль, чай.
Индивидуальная часть полностью по желанию. У меня суммарный вес раскладки был 450 г в день.
Фотографии В начало ^ my-tour.ru